Белтехосмотр: «Хватит уделять внимание мелочам»
С
1 июля в Беларуси изменяется порядок прохождения техосмотра: вступает в
силу Технический кодекс установившейся практики «Государственный
технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки
технического состояния транспортных средств» (ТКП 309-2011 (02190).
Именно этот документ – вместо десятков действовавших ранее технических
нормативных актов – вкупе с соответствующим разделом ПДД будет
руководством для работников диагностических станций.
Что изменится.
На станции техосмотра лояльнее отнесутся к наклейкам на автомобилях,
неработающая лампочка в определенных случаях не будет помехой к
эксплуатации, значительные повреждения кузова и окраски транспортного
средства определят по шаблону.
Подробнее о новшествах AUTO.TUT.BY рассказал начальник производственно-технического отдела УП «Белтехосмотр» Василий Аверков.
Войны с наклейками не будет
ПДД
запрещают участие в дорожном движении автомобилей «с внешне видимыми
наклейками (изображениями)», но не поясняют автовладельцу, какие же они,
собственно, — «внешне видимые». Причем сотрудники ГАИ особого внимания
на наклейки не обращают – убрать их с кузова или стекол заставляют
работники диагностических станций.
«Дабы искоренить
споры между работниками диагностических станций и автовладельцами, в
ТКП появилось определение: «внешне видимыми» наклейки (изображения)
считаются в том случае, «когда их содержание (надпись) различается с
расстояния более 10 метров при естественном освещении и расположении
глаз наблюдателя на уровне 1,6 метра от уровня опорной поверхности, — пояснил Василий Аверков. — Например,
небольшая наклейка «Ребенок в машине» на заднем стекле или капоте не
является, в соответствии с требованиями ТКП, препятствием для участия в
дорожном движении».
Повреждения оценят по шаблону
Действующими
ПДД запрещена эксплуатация автомобилей со «значительными внешними
повреждениями деталей кузова (кабины), окраски транспортного средства».
Но, как и в предыдущем случае, четкого определения «значительности»
повреждений Правила не дают.
«Вот и были на станциях
постоянные споры: работник станции считал повреждения значительными, а
автовладелец настаивал на «небольшом сколе краски», — рассказывает эксперт.
В ТКП появились четкие критерии степени повреждений кузова и окраски транспортного средства.
Незначительные
повреждения окраски – это «отсутствие покрытия на внешне видимом
участке кузова (кабины) ТС, размер поверхности которого позволяет
вписать в него окружность диаметром 50 мм, или на трех и более таких
участках, размер поверхности каждого из которых позволяет вписать в него
окружность диаметром 20 мм».
«Проще говоря, у сотрудника станции будет 2 шаблона – круга диаметром 5 см и 2 см. Если повреждение вписалось в круг – оно незначительное. Не вписалось – придется приехать на повторную проверку после его устранения, — пояснил Василий Аверков.
Значительные
повреждения деталей кузова (кабины) – «наличие сквозных (механических)
или коррозийных повреждений внешне видимых элементов кузова (кабины), а
также наличие участка кузова (кабины), имеющего повреждения, размер
поверхности которого позволяет вписать в него окружность диаметром 100
мм или трех и более таких участков, размер поверхности каждого из
которых позволяет вписать в него окружность диаметром 50 мм».
«Снова
все просто: есть дыры в кузове, вмятины диаметром от 10 см –
значительные повреждения. Небольшие, до 5 см, вмятинки, несквозные
царапины – незначительные», — поясняет эксперт.
Капот может быть другого цвета
ТКП
внес ясность в вопрос «разноцветности» кузова. Теперь наличие участков
кузова (кабины), окрашенных в цвет, отличный от указанного в
регистрационных документах, которые занимают менее 1/3 площади их
видимой поверхности, не является причиной для непрохождения
гостехосмотра.
«Цвет кузова автомобиля никоим образом не влияет на техническое состояние транспортного средства, — считает эксперт.
– Но он имеет огромное значение для идентификации автомобиля в случаях
угона, ДТП, преследования. То есть ничто не должно мешать визуальному
восприятию белого по техпаспорту автомобиля именно как белого. С другой
стороны, небольшой – не более трети общей площади – перекрашенный
участок не исказит визуального цветового восприятия».
«Соответствует с замечаниями»
Нынешний
порядок прохождения гостехосмотра предусматривает два заключения о
техническом состоянии транспортного средства: «соответствует» или «не
соответствует». Вместе с тем недостатки, обнаруженные работниками
станций, порой бывают такими незначительными, что на эксплуатацию
автомобиля или безопасность движения никак не влияют. Но порядок таков:
пока не устранишь – техосмотр не пройдешь. Это заставляет автовладельцев
тратить время и деньги на повторное посещение диагностической станции.
С 1 июля в нормативную базу гостехосмотра добавится еще одно заключение: «соответствует с замечаниями».
«Это
общемировая практика. Сегодня работники диагностических станций и
автовладельцы тратят много времени на выявление и устранение
неисправностей, которые напрямую не влияют на безопасность дорожного
движения в ущерб главной задаче гостехосмотра, — сетует Василий Аверков».
Вместе
с тем, общемировые тенденции в области техосмотра транспортных средств
нацелены на выявление и устранение нарушений прежде всего в
экологическом состоянии транспортных средств, в тормозной системе и
рулевом управлении, в состоянии колес и шин, элементов ходовой части.
Понятие
«замечание» определено в ТКП как «несоблюдение условий (неисправное или
неработоспособное состояние отдельных проверяемых элементов ТС), при
которых не запрещается его участие в дорожном движении, однако
оказывающих определенное влияние на безопасность дорожного движения».
«Несоответствием» же считается такой дефект, который оказывает реальное
влияние на безопасность участников дорожного движения. В каждой главе
ТКП четко определено, какие моменты следует считать «несоответствием», а
какие – «замечанием».
— Например, если регистрационный
знак подсвечивается одной лампочкой, а вторая перегорела – такой
автомобиль будет выпущен в эксплуатацию «с замечанием». Так же работник
станции оценит, например, нерабочий контрольный сигнал на панели
приборов – то есть, когда лампочка поворота на автомобиле моргает, а
стрелка на приборной панели – нет. Или же — на панели горит сигнал
«замените тормозные колодки» при том, что на диагностическом стенде
никаких дефектов тормозной системы не выявлено.
По словам Василия Аверкова, «нормы ТКП – это первый шаг к общеевропейской практике: практике большего доверия к автовладельцу».
«Главное, что в части нормативной базы мы приблизились к европейским нормам, — говорит эксперт. – Спустя
некоторое время посмотрим, как работает данная норма. При необходимости
внесем коррективы в ТКП. Если автовладельцы с пониманием отнесутся к
нововведению, перечень замечаний будет постепенно расширяться».
«Американцев» проверят по закону
Автомобили
американского производства проходили техосмотр и ранее – без особых
проблем для владельцев. Но с проблемами сталкивались работники станций:
ни в одном нормативном акте не было определено, как же все-таки
проверять «соответствие» американских автомобилей.
«Основное
отличие «американцев» от автомобилей европейского производства –
особенности системы светораспределения. Она принципиально отличается от
европейской, — поясняет Василий Аверков. — ПДД предписывают нам
проверять соответствие количества, типа, цвета, расположения и режима
работы внешних световых приборов «требованиям конструкции транспортного
средства». Но требования эти не были прописаны ни в одном техническом
нормативном правовом акте. Разработчики ТКП изучили нормативные
документы заводов-производителей американских автомобилей. Теперь в
отдельном приложении определено, что и как должно проверяться у
«американцев».
Вместо «зеленой карты» будет оранжево-голубая
На станциях ТО до конца нынешнего года должна появиться новая диагностическая карта – изменится и дизайн, и содержание.
«Было
принято решение изменить цветовую гамму карты – она будет реализована в
фирменных цветах УП «Белтехосмотр» — оранжевом и голубом, — рассказывает эксперт. – Это
сделано в том числе и чтобы избежать путаницы: автовладельцы часто
называли ее «зеленой картой» — из-за светло-зеленого цвета бланка.
Вместе с тем данное наименование – юридически закрепленное название
международного договора (полиса) страхования автогражданской
ответственности».
Помимо изменений в цветовом
решении, карта станет односторонней и более информативной. В ней будут
содержаться не только данные проведенной диагностики (результаты
измерения показателей торможения и экологических показателей двигателя),
но и указываться ссылки на соответствующий пункт ТКП при обнаружении
несоответствий или замечаний в техническом состоянии транспортного
средства. Карта сделана на основании изучения опыта европейских стран и,
как ожидает эксперт, должна понравиться автовладельцам.
TUT.by