Покупатели стройматериалов мигрируют с рынков в DIY-моллы
Основные направления сбыта одного из крупнейших европейских заводов
пластмассовых изделий башкирской «Альтернативы» — оптовые рынки и
торговые сети. Гендиректор завода Раиль Фахретдинов говорит, что
последние три года поколение потребителей, которые привыкли покупать
краску и обои на рынке, отступает под натиском молодых, которым помимо
широкого ассортимента нужен комфорт больших магазинов. Эту тенденцию
подтверждает исследование InfoLine: 70% рынка товаров для ремонта и дома
приходится на современные форматы торговли, что знаменует крутой
поворот в стране, где еще 10 лет назад до 100% оборота делала
неорганизованная розница.
Потребители теперь реже заглядывают в специализированные магазины, их
интересуют крупные торговые моллы, рассказывает Раиль Фахретдинов. Кроме
того, с крупными сетевиками «Альтернативе» работать удобнее и выгоднее.
«Сети начали правильно работать с производителями, все стало гораздо
цивилизованнее, я могу с ними вести нормальный диалог», — поясняет г-н
Фахретдинов.
Исследование «Рынок DIY России» компании InfoLine показало, что сегодня
до 70% рынка DIY приходится на современные форматы розничной торговли. В
основном они конкурируют не с рынками, а друг с другом. В долю рынка
современной розницы аналитики компании включают совокупное покрытие 250
сетей, гипермаркеты, шоу-румы и интернет-торговлю в 75 регионах.
Эксперты консалтинговой компании GfK Rus, которые ежегодно проводят
исследование рынка строительных материалов, но по отдельным категориям
товаров, подтверждают тенденцию перетекания аудитории со строительных
рынков в организованную розницу. «Не критичную», — добавляет
руководитель проекта DIY, старший консультант GfK Rus Ирина Рыбакова.
Она согласна с оценкой рыночной доли строительных рынков в пределах
30%. «Несмотря на небольшое замедление рынка, сети, открывшие новые
точки в 2013 году, показывают хорошие результаты — каждый магазин
находит своего покупателя, перетягивая его из других мест торговли», —
говорит г-жа Рыбакова.
Сейчас, как считает эксперт, потребительское поведение отражает
эволюцию рынка, которую мы могли видеть в других категориях: питание,
одежда, техника. Кроме того, сети прикладывают огромные усилия для того,
чтобы донести до покупателя, что их цены ниже, чем на рынке.
Покупатели стройтоваров, с которыми пообщалась РБК daily, подтвердили,
что, выбирая место для покупок, они отдают предпочтение современным
форматам торговли. Домохозяйка Валентина Шефер последний месяц
занимается небольшим ремонтом квартиры. Г-жа Шефер говорит, что между
рынком и торговой сетью, не задумываясь, выбрала сеть. «На рынке грязно и
расположение различных категорий товаров не структурировано», —
объясняет она свой выбор. Плюс, по ее словам, у организованной розницы
лучше устроены парковка и подъезды.
Изменения в предпочтениях потребителей заставляют подстраиваться под
них участников рынка. Раиль Фахретдинов рассказывает, что около десяти
лет назад в рамках диверсификации бизнеса «Альтернатива» открыла
торговый комплекс, который специализировался исключительно на
строительных материалах. «Но со временем стало ясно, что привлечь
потребителя можно только широкой линейкой ассортимента в разных
категориях, поэтому там появились и отделочные материалы, и товары для
дома», — отмечает он.
Происходящие изменения рынки ощущают на себе очень остро, считает
генеральный директор InfoLine Иван Федяков. С принятием закона «О
розничных рынках» многие рынки в регионах были снесены, а над головами
уцелевших занесен дамоклов меч.
Так как в Москве в последнее время наблюдается тенденция к закрытию
рынков, их количество с каждым днем сокращается. «При этом доверие
покупателей к рыночной форме торговли по-прежнему достаточно велико. В
связи с началом строительства второй очереди многофункционального
торгового комплекса на территории «Каширского Двора-1» поток покупателей
незначительно сократился, однако при этом наблюдается 23-процентное
увеличение посетителей четырехэтажного торгового комплекса «Каширский
Двор», который находится на этой же территории. Также присутствует
тенденция к увеличению доли профессиональных покупателей: дизайнеров,
архитекторов и пр. Существенная доля покупок профессионалами совершается
по звонку, по контактам, которые наработаны и проверены уже годами», —
рассказывает директор по маркетингу компании «Каширский Двор» Борис
Сидоров.
Дизайнер-архитектор Илья Кондратьев подтверждает слова г-на Сидорова.
«У моего приятеля своя строительная база, я звоню ему, и мне привозят
все необходимое, а расплатиться я могу позже, это удобно», — говорит г-н
Кондратьев. Плюс на рынке можно выбить неплохую скидку, например по
отделочным товарам до 30%, в строительных материалах меньше, но и маржа
там невысокая. Впрочем, Илья Кондратьев говорит, что непрофессиональному
покупателю лучше отправляться в магазин — на рынке все равно для него
будет дороже и больше шансов нарваться на подделку.
Совсем рынки не исчезнут. Их будущее, по мнению г-на Федякова из
InfoLine, — монобрендовые форматы, уход в более высокий ценовой сегмент,
возможно, работа по модели кооперативов европейского типа.