Продадим «флот» в хорошие руки
Государственное
ОАО «Белорусское морское пароходство» выставлено на продажу. Пароходов в
компании нет, зато есть станция сервисного обслуживания на границе,
земля и здание почти в центре Минска.
Государственный комитет по имуществу
назначил на 12 октября проведение 6 конкурсов по продаже
принадлежащих Беларуси акций открытых акционерных
обществ. В числе выставленных на продажу ОАО —
«Белорусское морское пароходство» (БМП), почти на 100%
государственная компания, организованная когда-то как
база для создания белорусского морского флота.
Чуть больше 909 тыс. принадлежащих
государству акций составляют 99,8% уставного фонда и
продаются за 8 млрд.110 млн. BYR при номинальной
стоимости одной акции 4.400 BYR. Покупателю ставится
условие сохранить в течение 5 лет количество рабочих мест
и профиль деятельности общества. Кроме того, новый
собственник не должен допускать ухудшения социальных и
материальных условий действующих трудовых контрактов и
коллективного договора в течение срока их действия.
В свете недавнего Указа президента «О
некоторых мерах по развитию торгового мореплавания»
продажа пароходства вызывает интерес.
Пароходство живет за счет
нефтепродуктов.
Увы, громкое название компании
обманчиво. Пароходов в пароходстве нет, морских
специалистов, кажется, тоже, а небольшой опыт
транспортной экспедиции на морском и железнодорожном
транспорте остался в прошлом.
Главный вид деятельности, от которого
компания в настоящее время получает почти 80% выручки, —
это оптовая торговля нефтепродуктами. В собственности БМП
— приграничный центр сервисного обслуживания «Бенякони» в
комплексе с АЗС, гостиницей и кафе. Там живут 29 членов
коллектива пароходства. Поэтому требование к конкурсантам
сохранить профиль деятельности общества звучит весьма
двусмысленно.
Обяжут ли покупателя привести
деятельность компании в соответствие с названием или речь
идет о банальной продаже недвижимости, в том числе
административного здания по ул. Денисовской в Минске,
выяснить так и не удалось. И в Минтрансе, и в
самом БМП на эти вопросы отвечают в стиле: «мы не
провидцы».
Попытки узнать имена потенциальных
покупателей тоже ни к чему не привели. Предположение, что
пароходством может заинтересоваться ЗАО «Белморфлот», не
подтвердилось. В зарегистрированном около года назад
акционерном обществе, которое позиционирует себя как
единственного в Беларуси эксплуатанта морских судов,
заявили, что не собираются покупать акции «Белорусского
морского пароходства».
Руководство самого БМП допускает, что
желающих принять участие в конкурсе к 12 октября может и
не объявиться. Но в том, что интерес к покупке акций
появится, не сомневаются ни чиновники, ни сотрудники БМП:
потому как офис находится в Минске, земля — под ним,
станция техобслуживания — на границе с ЕС, возле которой,
как говорят, ни одного конкурента в радиусе 55 км.
Что касается финансовых показателей
компании, то, согласно информации Минфина, в I квартале
2011 года эмитент потерпел убытки в размере 57 млн. BYR,
хотя в предыдущие периоды работал с балансовой прибылью.
Впрочем, в течение трех лет она линейно снижалась: 337
млн. BYR в 2008 году, 249 млн. BYR в 2009-м и всего 64
млн. BYR в 2010 году.
На «белорусском» море опять
штиль.
Интересно, что, несмотря на отход от
транспортной деятельности и запланированную продажу
компании, еще летом БМП анонсировало инвестпроект по
приобретению самоходного судна грузоподъемностью от 1
тыс. т на условиях бербоут-чартера (без экипажа).
Предполагаемая цена судна — 432 тыс. USD.
Кроме того, проект предусматривал
открытие представительства в украинском городе Измаил для
перевозок водным транспортом через порты Рени и Измаил
калийных удобрений ЗАО «БКК» по реке Дунай. В
мотивировочной части указано, что проект создан в рамках
новой государственной программы развития водного
транспорта, предусматривающей создание водного
перевозчика путем приобретения судов для организации
перевозок под флагом Республики Беларусь с целью
укрепления позиций на международном рынке транспортных
услуг.
Инвестпроект, конечно же, не
реализован, и примечательно, что в конкурсной информации
о БМП покупка судна уже не упоминается. Вместо этого
сообщается о планируемой реконструкции АЗС ЦСО
«Бенякони», экономический эффект от которой должен
составить 1,9 млрд. BYR в год. Похоже, планы по созданию
водного перевозчика, который выведет белорусские
внешнеторговые поставки на новый уровень развития,
надежно пришвартованы к берегу. Отправляться в открытое
море для белорусов по-прежнему дорого и рискованно.
Хотя в конце прошлого года мы
практически поверили в то, что над морскими просторами
вот-вот взовьется белорусский флаг. Стремительно
созданный «Белморфлот» (закрытое акционерное общество, на
70% принадлежащее корпорации Zepter group) так громко
заявил о своих судоходных планах, что не осталось никаких
сомнений: белорусскому флоту быть. Руководство компании
надеялось, что уже в III-IV кварталах 2011 года с
китайской верфи сойдет балкер для перевозки насыпных и
навалочных грузов грузоподъемностью 57 т и над ним можно
будет поднять флаг Беларуси. Сегодня о результатах своей
деятельности в компании предпочитают не
распространяться.
Похоже, после непродолжительного
волнения на «белорусском» море вновь наступило
затишье.
Naviny.by