Белорусские перспективы модного шопинга опять в тумане

Давно
ожидаемого прорыва на белорусский рынок мировых модных брендов в
прошлом году так и не случилось. И не только в кризисе дело – статистика
свидетельствует, что в Вильнюсе, основном шопинговом месте для
белорусов, тратить меньше они не стали. Активно строятся и торговые
центры. Несколько "монстров" ритейла будут сданы уже в нынешнем году.
Когда же белорусские покупатели смогут тратить деньги на родине?
Было бы что тратить…
На
удивление мало специалисты этой индустрии говорят о прошедшем кризисе.
"Девальвация ударила по кошелькам потребителей и планам ритейлеров. Те,
кто работали в формате дискаунтеров оказались в выигрыше – это и
продовольствия и одежды касается, - рассказал глава белорусского
представительства международной консалтинговой компании Colliers
International Андрей Алешкин. - При этом, общаясь с
прибалтийскими коллегами, мы видим, что за fashion как ездили в
Акрополис и Озас со средним чеком 1000 евро, так и ездят. Ничего не
изменилось".
Подтверждает эту оценку и статистика по чекам tax
free, которые любители крупных покупок за границей активно используют.
Как сообщили TUT.BY в компании Global Blue Lithuania,
количество заполненных белорусами форм для возврата уплаченного в Литве
НДС в кризисном 2011-м году выросло сразу на 90,9% при том, что в
предыдущие годы прирост был куда скромнее (+30,2% в 2010-м и +49,6% в
2009-м). При этом и покупать меньше белорусы не стали: средний чек при
покупках в Литве снизился всего на 1% до 772 лит (225 евро).
Интересы
и предпочтения белорусских покупателей в Литве также сильно не
поменялись. Белорусы не жалели средств на одежду и обувь (судя по чекам
tax free, на этот сегмент пришлось более половины расходов). Несколько
выросла доля покупок в соседней стране автомобилей и автоаксессуаров
(доля этих чеков - 9,5% против прежних 6,5%), а также электроники и
бытовой техники. А вот доля парфюмерии и косметики снизилась (5% против
5,6%).
Так что или доходы любителей зарубежного шопинга пострадали незначительно, или сэкономить они решили на чем-то другом.
Планов громадье
Наличия
покупателей с подходящими кошельками еще не достаточно, чтобы в
Беларусь устремились модные марки. Им нужны площади. "Опрос российских и
иностранных фэшн-ритейлеров показал, что заинтересованы многие. Есть
планы по приходу в Беларусь "М-Видео", по расширению "Спортмастера". Но
все понимаем – ради одного магазина развиваться неинтересно – не
сделаешь логистику, не сделаешь экономику. Должна выстраиваться четкая
концепция развития сети. Это же касается и мелких фэшн-операторов,
интересующихся Беларусью, в частности, российских (Кира Пластинина и
другие)", - констатировал Андрей Алешкин.
Прирост торговых
площадей в 2011 году был большой - введено 75 тысяч квадратов. Однако
есть неприятные нюансы. В 2011 году, как и прежде, доминировали объекты
устаревших концепций, которые можно отнести к торговым
центрам первого-второго поколений. Они рассчитаны на организацию
павильонов мелкой нарезки. При этом в ряде объектов небольшие площади
проданы многочисленным собственникам на стадии строительства.
"К
сожалению, из года в год я отмечаю, что мы по-прежнему развиваем в
Беларуси долевые проекты. Причины понятны – дорогие деньги, отсутствие у
девелоперов перспектив. Но надо понимать, что Минск меняется, и такие
проекты просто портят место. Концептуальный проект в единых руках в
любом случае будет приспосабливаться к рынку, там будет ротация
арендаторов. А объект, который продан в долевку по 30 метров, будет
умирать. И архитектура страдает. На таких объектах лишь бы сэкономить", -
сетует глава белорусского представительства Colliers.
Дефицит
предложения качественных площадей белорусские розничные операторы
компенсировали за счет строительства собственных объектов, чем и
объясняется высокая активность ритейлеров в девелоперском бизнесе в
Минске и Беларуси.
Владельцы продуктовых сетей и в прошлом году, и
в нынешнем многие строили весьма активно и под собственные нужды. Среди
тех, кто обзавелся новыми площадями, и "Гиппо", и "Би-Март", и
"Виталюр". В таблицу, правда, не попал Евроопт. "У компании очень
глобальные планы, постоянно открываются новые точки, но гипера в прошлом
году не было - открывались более мелкие магазины", - пояснил Алешкин.
"По
2012 году даже страшно смотреть на цифры: 182 тысячи метров заявлено.
Причем большая часть из них точно будет введена", - добавил он.
Самые
крупные проекты нынешнего года расположены на престижном проспекте
Победителей. Тут и "Замок" "Табак-Инвеста", где только сдаваемые в
аренду площади составят 39 тысяч метров, и строящийся "Трайплом"
торговый центр напротив Минск-Арены. В центре города 20 тысяч метров
площадей добавит "Автовокзал Центральный" – "Какие марки – пока
сюрприз", - интриговал Алешкин.
Zara передумала
Впрочем,
уже сейчас можно констатировать, что некоторые ожидаемые марки в
ближайшее время мы в Минске точно не увидим. В первую очередь, это давно
обсуждавшаяся Zara. "Пока не появится, - огорчил Алешкин. - К
сожалению, не удалось нам подписать соглашение. Это связано с
экономикой, прежде всего. Хотя предварительный договор был согласован.
Все их бренды должны были прийти. Не смогли мы их уговорить, убедить.
Испанцы читают новости, считают политические риски. Общались с ними уже в
этом году: они отмечают, что 2012 год тоже пока не для них. В 2013-м, в
середине года, возможно, вопрос прихода в Беларусь рассмотрят снова".
Не
появится в ближайшее время на минской кольцевой и долгожданного
объекта-киллера (так ласково называют Ikea). "Будем работать в этом
направлении", - пообещал глава белорусского Colliers.
Зато есть и
большие компании, вроде Mellon Fashion Group, имеющей российские корни и
объединяющей 9 брендов, которые готовы и планируют в Беларусь активно
заходить. "Им немного сейчас непонятна экономика, но они видят
перспективы", - отметил Алешкин.
Он добавил, что в 2013-2015
годах ситуация обещает быть еще интереснее: прирост площадей
запланирован на уровне 200 тыс квадратов в год.
Перспективы
Colliers обрисовал сдержано оптимистичные. В ближайшее время можно
ожидать завершения ряда проектов формата региональных торговых центров;
выхода на рынок иностранных операторов, прежде всего из
непродовольственных сегментов; активного развития национальных розничных
сетей; стабилизации ставок арендной платы.
"А деньги есть, и
надо дать возможность потратить их в стране, а не за границей. Как
только появятся первые торговые центры с развитыми фэшн-брендами, никто
не будет ездить за ними за границу", - резюмировал Алешкин.
TUT.by