Экономический прогноз-2013: вероятные сценарии

Межведомственная
группа во главе с вице-премьером Сергеем Румасом должна представить до
конца июня проект прогноза социально-экономического развития Беларуси
на 2013 год и основные параметры на 2014-2015 годы. Интернет-газета Naviny.by решила
выяснить, какие сценарии экономического развития страны возможны в
будущем году. По мнению экспертов, сегодня можно выделить три
экономических пути, по одному из которых может пойти страна.
Прыжки в огонь и холод
Риторика
высокопоставленных госслужащих подразумевает, что страна должна
неуклонно следовать путем, который закреплен в пятилетней программе
социально-экономического развития. В этом состоит первый возможный
сценарий.
Его реализация подразумевает, что страна должна
добиться в ближайшие годы беспрецедентных темпов экономического роста.
Напомним, что, согласно программе социально-экономического развития на 2011-2015 гг., рост ВВП за пятилетку должен составить не менее 62%.
Чтобы
достичь программных задач, ВВП Беларуси в 2013-2015 гг. должен расти на
13-14% ежегодно. Однако до последнего времени темпы экономического
роста в Беларуси были гораздо скромнее: в 2011-м ВВП вырос на 5,3%, в
2012-м, если все пойдет по правительственному плану, экономический рост
составит 5,5%.
По информации Naviny.by из госорганов,
если в 2013-м довести темпы экономического роста до 10,5%, то в 2014-м
для выполнения пятилетней программы необходимо будет обеспечить темпы
роста ВВП на уровне 13,5%, а в 2015-м — на уровне 17%. Столь высоких
темпов экономического роста в истории Беларуси еще не было, и эксперты
очень сомневаются, что их удастся достичь. Да и не стоит этого делать,
считают наблюдатели, ведь попытка административным образом обеспечить
высокие темпы экономического роста может закончиться плохо.
Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук
говорит, что с учетом сегодняшних возможностей ежегодные темпы
экономического роста в Беларуси могут составлять 4-4,5%. Попытки
искусственно обеспечить сверхвысокие темпы экономического роста (10 и
более процентов) могут иметь негативные последствия, считает эксперт.
"Если
попытаться достичь тех показателей, которые прописаны в программе на
пятилетку, то может возрасти цикличность в белорусской экономике. Это
означает, что высокие темпы роста будут сменяться периодами резких
падений, которые будут сопровождаться инфляционно-девальвационными
процессами. Мы в этом случае будем прыгать из огня в холод: вначале
будем наращивать зарплату, которая затем будет резко падать", — предполагает Дмитрий Крук.
Экономисты
исследовательских центров, а также эксперты в госорганах считают, что
возможностей для высоких темпов экономического роста в стране нет.
Соответственно, достичь их можно лишь административно — путем денежной
эмиссии, попросту говоря — за счет накачивания экономики дешевыми
деньгами. С одной стороны, такой путь приведет к увеличению внутреннего
потребления и, как следствие, более высоким показателям роста ВВП.
Однако,
с другой стороны, такой сценарий означает, что внутреннее потребление
будет расти намного быстрее, чем экспорт. Наблюдатели ожидают, что
такой путь развития событий приведет к увеличению отрицательного сальдо
торгового баланса, долговой нагрузки и сокращению золотовалютных
резервов. Что будет с курсом национальной валюты на фоне таких проблем
— объяснять не стоит, все хорошо помнят события 2011 года.
"Жесткая" жизнь
Еще
один путь развития экономики в 2013 году — продолжение сегодняшней
жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. В переводе на
доступный язык этот вариант макроэкономической политики подразумевает
отказ от массового (эмиссионного) кредитования госпрограмм. Темпы роста
зарплат при такой политике не должны быть выше темпов роста
производительности труда, а ставка рефинансирования должна находиться
на положительном уровне, то есть быть выше уровня инфляции.
Знающие
люди говорят, что этот вариант макроэкономической политики поддерживает
Нацбанк. Оно и понятно: в условиях жесткой денежно-кредитной политики
за ситуацию на валютном рынке, за которую де-факто отвечает Нацбанк,
можно быть спокойным. Кстати, официальные прогнозы, которые в настоящее
время готовят экономические власти, предполагают, что в 2013-2015 гг.
курс рубля по отношению к доллару будет оставаться стабильным.
"Сценарий
жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики не несет для
макроэкономической стабильности каких-либо угроз. При таком развитии
событий темпы экономического роста будут соответствовать возможностям
нашей экономики", — говорит Дмитрий Крук.
Другое дело,
добавляет он, что сценарий жесткой денежно-кредитной и
бюджетно-налоговой политики — это, по сути, консервация тех
возможностей, которые сегодня существуют в белорусской экономике.
Макроэкономической стабилизации такой сценарий развития событий
позволяет добиться, но не более того.
Программа "300 тысяч рабочих мест"
Еще
один вариант макроэкономической политики, который родился в госорганах,
предусматривает структурные реформы в 2013-2015 гг., а именно —
создание новых секторов экономики.
По информации Naviny.by,
речь идет о создании производств, имеющих производительность труда не
ниже, чем в странах ЕС. По мнению апологетов сценария структурных
реформ, в случае его реализации в новом высокопроизводительном секторе
в 2015 году будет трудиться 300 тыс. человек.
Достижение этой
цели подразумевает, что новые производства будут создаваться за счет
прямых иностранных инвестиций, которые, как известно, могут являться
инструментом привлечения в страну современных технологий.
Проблема
состоит в том, что иностранные инвестиции в Беларуси в последние годы
шли тяжело, и не совсем понятно, каким образом, всякий раз отказываясь
от приватизации, мы сможем эти инвестиции привлечь.
"Задача
создать высокопроизводственный сектор вызывает ряд вопросов, и один из
главных — вопрос привлечения инвестиций, которые потребуются для
создания такого сектора. Если бы их было привлечь просто, их бы уже
давно привлекли", — говорит Дмитрий Крук.
Осенью 2011 года
экономические власти предлагали повысить производительность реального
сектора экономики за счет массовой приватизации — продажи 2600
предприятий, вклад которых в ВВП на тот момент оценивался в 22%.
Приватизация позволила бы привлечь значительные иностранные инвестиции.
Однако эта идея была отвергнута в прошлом году руководством страны.
С
другой стороны, если сегодняшняя идея властей создать
высокопроизводственный сектор не будет предполагать приватизационные
механизмы, очень сомнительно, что она когда-либо будет реализована.
Между
тем наблюдатели ожидают, что потребность проведения структурных реформ,
которые предполагают в том числе приватизационные процессы, будет в
Беларуси нарастать.
"Если исчезнут положительные факторы, которые существуют сейчас, а с другой стороны — придет период больших платежей по внешнему долгу,
который начнется в конце года, то необходимость структурных реформ в
экономике еще больше возрастет. Поэтому хотелось бы, чтобы сценарий
структурных реформ стал наиболее вероятным", — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Всемирный
банк, кстати, вскоре собирается презентовать новый страновой
экономический меморандум по Беларуси, в котором будут присутствовать
предложения по реформированию белорусского госсектора. "Поле для обсуждения сценария структурных реформ появится", — ожидает Александр Чубрик.
Вопрос
только о том, как на этом поле будут вести себя власти. Проблема
последнего года заключается в том, что экономические власти выступают
за структурные реформы в экономике, однако апологеты экономики
Мясниковича-Румаса далеко не всегда находят сторонников, когда разговор
заходит на высшем уровне — на К. Маркса, 38.
naviny.by