7 историй о том, как наши бизнесмены покупали международные бренды

На днях стало известно, что компания Ideas4retail, совладельцами которой являются Александр Мамут и Евгений Бутман, будет развивать по франшизе испанскую сеть магазинов игрушек Imaginarium в скандинавских странах и Германии. Это тот редкий пример, когда инвестиции в зарубежный бизнес наших соотечественников не будут связаны с ресурсодобывающими отраслями или покупкой футбольных клубов.

Так уж повелось, что зарубежный рынок потребительских товаров пока нашим миллиардерам не особо по зубам. Большинство попыток перенести свой российский опыт на западную почву оказываются неудачными: сделки часто срываются, бизнес не приносит ожидаемых доходов, перепродается и т.д. Во многом это объясняется тем, что предметом покупки становятся не очень успешные предприятия, нуждающиеся в финансовой поддержке. В итоге, настоящих sucсess story того, как российские предприниматели добивались успеха за рубежом, развивая, например, сеть магазинов, просто нет. Вот наиболее известные примеры того, как тяжело достаются российским предпринимателям международные бренды.

 

Мамут и книжная сеть Waterstone’s

Описание: одна из крупнейших книжных сетей Великобритании,

включающая около 290 магазинов.

Покупатель: Александр Мамут, совладелец «Евросети».

Самый свежий пример завершенной сделки по покупке российским олигархом зарубежного ритейлера связан с именем уже упоминавшегося Александра Мамута, купившего известную британскую сеть книжных магазинов Waterstone’s за $69,94 млн. Это было больше, чем он хотел заплатить изначально ($57,8 млн), но меньше, чем сумма, в которую компанию оценивали аналитики ($82,6–124 млн). Заключению сделки способствовал тот факт, что Мамут – близкий друг основателя Waterstone’s Тима Уотерстоуна.

Однако насколько эта сделка «по дружбе» стала успешным приобретением – вопрос открытый, с учетом того, что рынок розничной книжной торговли переживает далеко не лучшие времена. Waterstone’s, например,  досталась Мамуту с долгом в 130 млн фунтов и была на грани банкротства. Да и тот факт, что развитие Мамутом в России книжной сети «Букбери» закончилось банкротством последней, говорит в пользу того факта, что, возможно, этот бизнес не для него. Однако любовь к книге побеждает все – одним из первых действий нового владельца после завершения сделки было открытие магазина русской книги на Пикадилли.

 

Пугачев и гастрономический дом Hediard

Описание: сеть магазинов продуктов класса люкс с собственным производством, основанная в 1854 году в Париже. На момент покупки включала более 300 магазинов по всему миру.

Покупатель: Сергей Пугачев, экс-сенатор от республики Тува.

В 2007 году Сергей Пугачев, на тот момент еще член Совета Федерации и бенефициар Международного промышленного банка сделал неожиданное, но, несомненно, престижное, приобретение – сеть французских гастрономических бутиков Hediard. Сумма сделки, по неофициальным источникам «из окружения бизнесмена», составила $0,5–1 млрд, что было явно многовато. До этого этот бренд пытался вывести на российский рынок известный ресторатор Аркадий Новиков, однако массового развития сеть на нашей родине не получила по объективной причине – народ еще недостаточно разбогател, чтобы оценить такой формат, как гастрономический бутик.

Однако с приходом владельца-банкира дела у сети пошли неважно и в других странах. Если на момент приобретения в 2007 году Hediard включала более 300 точек, то четыре года спустя она состояла уже из примерно 200, имела долги и прочие неприятности. Возможно, это было связано с проблемами основного бизнеса Пугачева – банкротством «Межпромбанка», а также кризисом, который негативно сказался на рынке товаров класса luxe. Тем не менее, компания продолжает работать, и, кто знает, может, ситуацию еще удастся исправить.

 

Фридман и ювелирная сеть Amor

Описание: немецкая сеть ювелирных магазинов низкого ценового сегмента. Включает 1400 точек в 14 странах.

Покупатель: Михаил Фридман, основной владелец «Альфа-Групп».

Инвестировать в зарубежный ритейл, имея подобный  опыт на родине, – шаг логичный, но не всегда правильный. В 2005 году специально для инвестирования в зарубежные активы топ-менеджер «Альфа-Групп» Александр Кнастер и совладельцы компании Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев создали фонд Pamplona Capital Management. Одним из первых приобретений стала крупная ювелирная сеть Amor (сумма сделки не разглашалась). Предприниматели планировали выводить ее в Россию в формате shop-in-shop, что можно было легко сделать на базе того же «Перекрестка». Однако планы поменялись – в конце 2010 года Pamplona продала сеть немецкому фонду 3i. 

К слову, про какие-либо негативные последствия «российского владения» информации не проходило, наоборот, 3i всячески подчеркивал, что в целом доволен стратегией прежнего руководства. Видимо, ювелирка просто недостаточно заинтересовала российских инвесторов – Pamplona сделала несколько других приобретений, но они были уже из производственной сферы.

 

Воронченко и Douglas Holding

Описание: международная компания, управляющая несколькими сетями: Douglas (парфюмерия и косметика), Thalia (книги), Christ (украшения) и пр. Включает около 1900 магазинов в Европе и США. Основана в Германии.

Покупатель: Владимир Воронченко, совладелец ГК «Люкс-Холдинг» (сеть Louvre).

Стать совладельцем зарубежной компании можно разными способами – в том числе и через объединение с российскими активами. В 2003 году на российский рынок вышла международная парфюмерная сеть Douglas, создав совместное предприятие с сетью «Риволи», принадлежавшей предпринимателю Владимиру Воронченко. А в 2009-м бизнесмен обменял свои 50% «Дуглас Риволи» на миноритарный пакет самого Douglas Holding. Правда, наличие российского акционера не удержало сеть от ухода с российского рынка – в 2011 «Дуглас Риволи» была продана сети «Рив Гош» Олега Бойко. Возможно, Воронченко решит, что ему уже нечего делать среди акционеров Douglas Holding, а может, и останется. Даже миноритарный пакет компании с выручкой в 3,4 млрд евро и прибылью в 138 млн может приносить неплохие дивиденды.

 

Карапетян и Roberto Cavalli

Описание: производитель одежды класса люкс, продающейся в 50 странах мира, управляющий одноименной сетью бутиков.

Покупатель (возможный): Самвел Карапетян.

В начале этого года прогремела новость – бизнесмен из России армянского происхождения, президент группы «Ташир» Самвел Карапетян собирается купить модный дом Roberto Cavalli. Итальянская пресса даже озвучила возможную сумму сделки – 500 млн евро, хотя сам именитый дизайнер, говоря о возможной продаже своего детища, заявлял о сумме в два раза большей. Однако, возможно, до обсуждения цены дело и не дошло – обе стороны поторопились опровергнуть появившуюся информацию. Хотя сложно себе представить, что итальянцы каким-то другим образом могли просто узнать о существовании Самвела Карапетяна. Да и в то, что он любит леопардовые принты на одежде, почему-то легко верится.

В общем, если сделка состоится, то это мог бы быть первый подобный шаг российских олигархов – к люксовой одежде наши неравнодушны. Ждем с нетерпением.

 

Пахомов, Фридман и сеть универмагов Karstadt

Описание: крупнейшая одежная сеть Германии, включает 120 универмагов.

Покупатель (возможный): Артур Пахомов, Михаил Фридман.

Эта история примечательна тем, что компанию в разные периоды пытались купить сразу два российских предпринимателя, но никому из них она не сдалась. Место действия – снова Германия, объект – крупнейшая сеть универмагов Германии с долей рынка под 40% и большими долгами. Первым ее пытался купить петербургский бизнесмен, отельер Артур Пахомов и его партнеры.  Причина провала была, наверное, удивительна для немцев, но вполне понятна для русских – в заявке на приобретение не было необходимых документов.

Вторая заинтересованная фигура выгляделакуда более серьезно – Михаил Фридман и его фонд Pamplona. Однако даже он померк с появлением самого серьезного покупателя – Metro Group, которая периодически то проявляла, то теряла интерес к покупке Karstadt. Так там эта история и тянется, и кто знает, может, третьему русскому повезет?

 

Фридман и обувь Dr. Martens

Описание: культовый британский бренд обуви.

Возможный покупатель: Михаил Фридман.

В феврале этого года британская обувная компания R. Griggs Group выставила на продажу свое самое известное детище – компанию Dr. Martens. К нашей радости, в числе претендентов оказался инвестфонд Pamplona Capital, готовый заплатить за него 200 млн фунтов стерлингов (248,5 млн евро). Правда, испортить малину могут конкуренты – свои предложения сделали международный фонд Warburg Pincus и британский Electra Partners.

Покупка подобного бренда в чем-то была бы даже круче, чем приобретение Cavalli. Правда, образ Михаила Фридмана не очень вяжется с основной адресной группой марки Dr. Martens – неформальной «бунтарской» молодежью, да и в ботинках на высокой подошве его представить очень трудно. Но, возможно, в его душе есть что-то, о чем мы не подозреваем.

 

slon.ru