"Города строятся не для автомобилей, а для людей"
Кент Ларсон
"Дома надо строить так же, как мы делаем
компьютеры",— считает Кент Ларсон, создатель исследовательской
организации MIT House_n Research Consortium. Сегодня город, ставший
колыбелью индустриальной цивилизации, превратился в ее главную проблему.
Английским словом sprawl (дословно — "расползание") на языке западной
урбанистики называют гигантские, растянувшиеся на сотни километров
агломерации. В них миллионы людей стоят в пробках, ютятся в неудобных
квартирах и сжигают литры бензина, чтобы съездить в магазин за
продуктами. По мнению Ларсона, выход из ситуации только один: сделать
город таким же домашним и уютным, какой была деревня несколько столетий
назад. Правда, для этого нам потребуются дома на шасси, складные машины и
стены-роботы. Обо всем этом Ларсон рассказал в интервью "Секрету
фирмы".
Вы говорите, что человечеству необходимо
заново осознать, что такое "дом". Но что нового современная архитектура
может сказать о таком вечном понятии? Роль дома постоянно менялась на протяжении
последних столетий. Чем был дом до начала индустриальной эры? Жизнь
людей была очень маленькой — в прямом, пространственном смысле. И дом
оставался центром индустрии развлечений, работы (большая часть
продукции — от пищи до одежды — производилась в домашних хозяйствах),
здравоохранения (здесь люди рождались и умирали). С появлением
промышленной цивилизации эти стороны жизни стали централизованы и
разорваны в пространстве. Мы развлекаемся в театре, работаем в офисе,
покупаем вещи в магазине, обедаем в ресторане, а умираем в больнице.
Однако в последнее время роль дома опять стала меняться. Благодаря
интернету дом снова может стать центром работы, обучения, шопинга,
индустрии развлечений. Но для этого у людей должна быть возможность жить
в зданиях, кастомизированных под их собственные потребности. Однако
сегодня только 5% американцев живут в домах, спроектированных специально
для них. Остальные довольствуются "коробками", наспех слепленными
земельными спекулянтами.
Разве можно изменить эту ситуацию? Ведь жилье по уникальным проектам выйдет дорогим.
Я не призываю отказаться от стандартизации.
Наоборот. Посмотрите, что произошло в последние десятилетия с любыми
товарами, например с автомобилями и компьютерами. Везде мы видим
снижение цены и рост качества. Этого не случилось только с одним
товаром — с домами. Изменить ситуацию могут стандартизация и превращение
частей дома во взаимозаменяемые "аксессуары". Дом будущего похож на
автомобиль или компьютер: он доступный, сделан на фабрике, состоит из
частей, которые легко отремонтировать или заменить. Когда вам надо
заменить компьютерную мышь, вы же не думаете о том, подойдет она под ваш
компьютер или нет. Достаточно, что у него есть USB-порт.
Вы хотите создать дом-конструктор? А вы уверены, что строительная индустрия захочет создавать новые стандарты?
Мы уже начали работу над их созданием. В
нашей лаборатории мы строим такой дом. Мы называем его open source house
(дом с открытым кодом). Он возводится на стандартизованной структурной
основе — шасси, чье основное качество — надежность: такая основа должна
простоять минимум 200 лет. На эти шасси владелец дома устанавливает
любые варианты стандартизированной начинки. Это может быть выбор из
сотен крыш, потолков, мебели. Такой дом легко спроектировать в
интернете. Нетрудно его и изменить. Например, если требуется поменять
кухню, вы просто вынимаете старые шкафы и вставляете новые. Самое
интересное — возможность создания роботизированных, подвижных стен. При
помощи таких стен можно будет легко выделить зону для занятий спортом
или объединить несколько помещений для приема гостей. Так мы получим
сочетание максимальной стандартизации и персонализации.
Фото: Flickr.com/MIT Technology Review
|
Все, что вы говорите, касается устройства отдельного дома. Но поможет ли это решить проблемы города?
Само по себе нет. Но тот же подход
конструирования из ячеек, модулей можно применить и к городу в целом.
Возьмите, например, Париж или Вену. Они формировались из множества
небольших деревень. Эти "клетки" с населением примерно 20 тыс. человек
сохранились в их структуре и сейчас — они обеспечивают оптимальное
распределение магазинов, кафе и других объектов городской среды. Это
резко контрастирует с городами, возникшими после начала автомобильной
эпохи. Например, в большинстве американских городов кафе и магазины
распределены крайне неравномерно: предполагается, что жители могут легко
преодолеть любое расстояние на автомобиле. Такая ставка на автомобили
сдерживает развитие городской среды.
Как же решить транспортную проблему без строительства автомагистралей?
Города строятся не для автомобилей, а для
людей. Есть примеры, например, в Болдере (США) или в Корее, когда
сносятся автомобильные дороги и строятся пешеходные и велосипедные
дорожки, которые проходят через весь город, нигде не пересекаясь с
проезжей частью. От концепции личного транспорта надо прийти к концепции
"мобильности по требованию". Вам нужна машина — вы берете ее, как
сейчас можно взять напрокат велосипед в большинстве городов Европы.
Мы разработали машину City Car. Ее преимущества перед обычным
автомобилем в том, что она "складная" и в сложенном состоянии занимает
гораздо меньше места. Это в сочетании с совместным использованием машины
позволит уменьшить площадь парковок в 27 раз! Все это превратит город в
гораздо более комфортное место для жизни — и для творчества.
kommersant.ru