Частный ритейл в Беларуси набирает обороты, а государственный – падает

Консалтинговая компания Enterlnvest подвела итоги исследования
белорусского рынка продовольственного ритейла. Как показывает анализ,
частная розница в Беларуси набирает обороты, в то время как
государственная – падает. Данные мониторинга свидетельствуют о том, что, несмотря на ряд
экономических спадов в Беларуси, отечественная продовольственная розница
демонстрирует уверенные позиции на протяжении 2009–2012 годов.
Совокупный годовой доход представителей современного формата торговли за
2011 год составляет около 2 млрд долларов. Лидером белорусского
продуктового ритейла является «Евроопт», чья доля в розничном
товарообороте (РТО) достигла 7,8% по итогам 1-го полугодия 2012 года. Согласно
данным экспертного исследования, для сегмента продуктовой розницы в
стране характерно увеличение доли крупных компаний в общем объеме и
незначительное сокращение доли государственных организаций на 2,8
процентного пункта. По данным 1-го полугодия 2012 года, в пятерку
лидеров отечественного ритейла вошли сети «Евроопт», «Корона», «Родная
сторона», «Гиппо» и «Рублевский». Информация по делу Исследование Enterlnvest показало, что в разрезе современных форматов
торговли в Беларуси наиболее активное развитие получили дискаунтеры: их
количество в Беларуси за 4 года выросло более чем в 10 раз. При этом
основная доля (около 80%) в данном сегменте принадлежит бренду
«Евроопт». Число гипермаркетов увеличилось более чем в 3 раза, а количество
супермаркетов и «магазинов у дома» возросло за 4 года более чем вдвое. Невысокие темпы развития сетей супермаркетов эксперты объясняют тем,
что данный формат ориентирован на достаточно высокий уровень доходов
населения, а это в условиях кризиса снижает его привлекательность. Данные мониторинга позволяют отметить активную тенденцию
распространения современных форматов торговли в регионы, особенно
дискаунтеров и «магазинов у дома». Причем в зону интереса крупного
ритейла попали не только областные центры, но и районные города:
Солигорск, Бобруйск и Молодечно. Абсолютный лидер по показателю проникновения в регионы опять же
«Евроопт», который за 2011 года открыл 29 дискаунтеров в различных
городах страны, в том числе в городах с населением менее 50 000 жителей. Результаты исследования демонстрируют разрастание сетей и
консолидацию отрасли. Среди тенденций эксперты отмечают поглощение
действующих мелких сетей и отдельных торговых объектов, а также развитие
мультипрофильных форматов. Как об одной из тенденций отрасли можно говорить о создании крупными
торговыми сетями собственных логистических центров для оптимизации
поставок и упрощения работы с производителями. На основании исследования можно прогнозировать увеличение количества
дискаунтеров и гипермаркетов, при этом возможна переориентация некоторых
объектов сетей в другие форматы, к примеру, супермаркет – дискаунтер,
либо магазин у дома – дискаунтер. tut.by
• 5300 посетителей в день посещают гипердискаунтер «Евроопт» в Минске.
Средний чек покупателя в столичном гипердискаунтере в мае-июне 2012 года
составлял 15 долларов. В течение 2012–2014 годов компания «Евроторг»,
владелец бренда «Евроопт», планирует строительство 36 торговых объектов
совокупной площадью 75 400 кв.м, а также открытие еще 26 объектов на
арендованных площадях. Долгосрочный план развития компании предполагает
открытие в совокупности более 180 торговых объектов.
• 16 000 человек посещают столичный гипермаркет «Корона» ежедневно. Ассортимент продукции в Минске достигает 80 тысяч единиц.
• «Родная сторона» является брендом СООО «НТС», которой также
принадлежит около 19 магазинов без определенного торгового знака. С 2008
года по 1-е полугодие 2012-го компанией был открыт 81 магазин.