Частный ритейл в Беларуси набирает обороты, а государственный – падает

Частный ритейл в Беларуси набирает обороты, а государственный – падает

 

Консалтинговая компания Enterlnvest подвела итоги исследования белорусского рынка продовольственного ритейла. Как показывает анализ, частная розница в Беларуси набирает обороты, в то время как государственная – падает.

Данные мониторинга свидетельствуют о том, что, несмотря на ряд экономических спадов в Беларуси, отечественная продовольственная розница демонстрирует уверенные позиции на протяжении 2009–2012 годов. Совокупный годовой доход представителей современного формата торговли за 2011 год составляет около 2 млрд долларов. Лидером белорусского продуктового ритейла является «Евроопт», чья доля в розничном товарообороте (РТО) достигла 7,8% по итогам 1-го полугодия 2012 года.

 

Согласно данным экспертного исследования, для сегмента продуктовой розницы в стране характерно увеличение доли крупных компаний в общем объеме и незначительное сокращение доли государственных организаций на 2,8 процентного пункта. По данным 1-го полугодия 2012 года, в пятерку лидеров отечественного ритейла вошли сети «Евроопт», «Корона», «Родная сторона», «Гиппо» и «Рублевский».

Информация по делу
• 5300 посетителей в день посещают гипердискаунтер «Евроопт» в Минске. Средний чек покупателя в столичном гипердискаунтере в мае-июне 2012 года составлял 15 долларов. В течение 2012–2014 годов компания «Евроторг», владелец бренда «Евроопт», планирует строительство 36 торговых объектов совокупной площадью 75 400 кв.м, а также открытие еще 26 объектов на арендованных площадях. Долгосрочный план развития компании предполагает открытие в совокупности более 180 торговых объектов.
• 16 000 человек посещают столичный гипермаркет «Корона» ежедневно. Ассортимент продукции в Минске достигает 80 тысяч единиц.
• «Родная сторона» является брендом СООО «НТС», которой также принадлежит около 19 магазинов без определенного торгового знака. С 2008 года по 1-е полугодие 2012-го компанией был открыт 81 магазин.

 

 

Исследование Enterlnvest показало, что в разрезе современных форматов торговли в Беларуси наиболее активное развитие получили дискаунтеры: их количество в Беларуси за 4 года выросло более чем в 10 раз. При этом основная доля (около 80%) в данном сегменте принадлежит бренду «Евроопт».

Число гипермаркетов увеличилось более чем в 3 раза, а количество супермаркетов и «магазинов у дома» возросло за 4 года более чем вдвое.

Невысокие темпы развития сетей супермаркетов эксперты объясняют тем, что данный формат ориентирован на достаточно высокий уровень доходов населения, а это в условиях кризиса снижает его привлекательность.

Данные мониторинга позволяют отметить активную тенденцию распространения современных форматов торговли в регионы, особенно дискаунтеров и «магазинов у дома». Причем в зону интереса крупного ритейла попали не только областные центры, но и районные города: Солигорск, Бобруйск и Молодечно.

Абсолютный лидер по показателю проникновения в регионы опять же «Евроопт», который за 2011 года открыл 29 дискаунтеров в различных городах страны, в том числе в городах с населением менее 50 000 жителей.

 

Результаты исследования демонстрируют разрастание сетей и консолидацию отрасли. Среди тенденций эксперты отмечают поглощение действующих мелких сетей и отдельных торговых объектов, а также развитие мультипрофильных форматов.

Как об одной из тенденций отрасли можно говорить о создании крупными торговыми сетями собственных логистических центров для оптимизации поставок и упрощения работы с производителями.

На основании исследования можно прогнозировать увеличение количества дискаунтеров и гипермаркетов, при этом возможна переориентация некоторых объектов сетей в другие форматы, к примеру, супермаркет – дискаунтер, либо магазин у дома – дискаунтер.

 

tut.by