Предприниматели просят правительство приструнить гипермаркеты
Руководители белорусских
предпринимательских объединений написали письмо на имя премьер-министра.
Они утверждают, что мелкие и средние торговые сети, магазины пошаговой
доступности в огромной опасности - их вот-вот вытеснят крупные торговые
сети. Представители бизнеса упрекают гипермаркеты в демпинге и
недобросовестной конкуренции.
- Сейчас у нас
наблюдается бурный расцвет крупных торговых сетей, из них самых больших
около десятка, иные открывают уже по 100 магазинов в год, - начал свое
выступление на пресс-конференции председатель Республиканской
конфедерации предпринимателей Виктор Маргелов. - Но в
существующем законодательном поле, когда одни развиваются, другие
остаются со значительно меньшими возможностями и правами.
По
мнению Виктора Маргелова и его коллег, подписавших письмо к
премьер-министру, крупные торговые сети "давят" своей величиной, выбивая
себе дополнительные условия и большие уступки от поставщиков.
- Сегодня крупные сети у нас имеют до 30-40% скидку у поставщиков и до
120 дней отсрочки по оплате товара и при этом они зачастую не выполняют
обязательства. Для сравнения: обычное торговое предприятие скидок чаще
всего не имеет, а если поставщики идут на уступки, то они составляют не
более 5%. И отсрочки по оплате товара у обычных предприятий только по
низколиквидному товару лишь иногда превышают 40 дней. (...) Крупные
торговые сети требуют себе скидку и постепенно это приводит и к
монополизации поставщиков - не каждый поставщик может дать скидку в 40%.
По мнению Виктора Маргелова, именно такие условия приводят к
тому, что мы видим всевозможные сообщения об акциях и грандиозных
скидках только в крупных торговых сетях.
- Магазины шаговой
доступности себе такого позволить не могут именно из-за того, что
условия для работы сложились неравные. В "Евроопте" стоит килька
белорусская по 4100 рублей, в то время как заводская цена кильки - 5000
рублей. Мы задаем вопрос антимонопольному органу: как такое может быть?
Нам отвечают: а может, они крупную партию купили у них. Неужто настолько
крупную, чтобы ниже себестоимости продать? Ведь в остальных магазинах, с
минимальной торговой наценкой, цена получается примерно 6000 рублей.
Выходит, что цена у "Евроопта" в продаже меньше на 10%, чем остальные
могут купить. Почему такое происходит в нашей стране? Это
недобросовестная конкуренция, демпинг....
Предприниматели,
подписавшие письмо в правительство, утверждают, что если не будет в
ближайшее время предпринято мер по выравниванию условий для игры на
рынке всех - и крупных торговых сетей, и малых предпринимателей - то
резко сузится ассортимент в малых магазинах и ухудшится его качество, а
через года два-три мы "будем ездить в гипермаркеты за хлебом и стоять
там по несколько часов в очередях".
- Только за последние полтора года, по официальным данным, доля торговли на рынках снизилась с 35% до 17%.
По словам Маргелова, эти проблемные моменты учтены в проекте Закона "О
государственном регулировании торговли и общественного питания в РБ",
который уже однажды вернули из Совмина на доработку. Предприниматели
опасаются, что пока проект пройдет все необходимые стадии утверждения,
перекос в сторону крупных торговых сетей станет более ощутимым, а потому
просят правительство принять временные меры... Например:
![]() |
Значком строительного мастерка отмечены места вероятной постройки гипермаркетов.
tut.by
|