«Шанхай» рядом с минским ж/д вокзалом наконец-то уйдет в прошлое? 

Строительство торгово-развлекательного центра «Минск Сити Молл» в районе улиц Дружной и Толстого может стать толчком к окончательной ликвидации частного сектора в самом сердце Минска. 

 

 

О подписании инвестиционного договора на проектирование и строительство торгово-развлекательного комплекса «Минск Сити Молл» в границах улиц Толстого — Рабкоровской — Дружной стало известно после окончания V Белорусского инвестиционного форума, прошедшего в Минске в середине ноября 2012 года. Среди задач данного форума значилась презентация инвестиционного потенциала Минска, а также продвижение новых проектов. Одним из предложений было возведение на месте частного сектора и старой застройки между диспетчерской станцией общественного транспорта «Дружная» на Южной площади и Западным мостом современного многофункционального комплекса.

 

 

Надо сказать, что данная местность была как бельмо на глазу у минчан и гостей Минска. Если Привокзальная площадь сегодня выглядит современно, то по другую сторону от железнодорожных путей — причудливая и не совсем эстетичная смесь старой одноэтажной и современной стеклянно-бетонной застройки.

 

 

Раньше этот район назывался предместьем Уборки. Оно простиралось по обеим сторонам железнодорожного полотна, рядом с вокзалом Либаво-Роменской железной дороги (теперь станция «Минск-Пассажирский»). По одной из версий, свое название оно получило из-за того, что в свое время для прокладки рельсов было необходимо вырубить окружающий лес. Жертвой пал один из самых больших и красивых лесов — Неморшанская роща. А урочище получило название Борки. Следовательно, «Уборки» — это значит у бора, у леса. По другой версии, название предместья произошло от понятия «убирать урожай». За железнодорожным полотном селился трудовой люд, содержащий свои сады и огороды, чей уклад жизни почти ничем не отличался от сельского. Да и сам район Уборок долгое время имел вид деревенский.

 

 

В любом случае, в конце ХIХ века это была городская окраина с беспорядочно построенными деревянными домами. В начале ХХ века район современного вокзала, улиц Толстого, Вокзальной и Могилевской оказался настолько плотно застроен, что по некоторым улицам невозможно было проехать. При этом городские власти даже не успевали проверять соответствие новых строений и переулков проектному плану Минска.

 

 

Ситуация изменилась одновременно со строительством нового железнодорожного вокзала. Часть одноэтажной застройки на месте нынешнего разворотного кольца общественного транспорта была снесена. Улица Толстого стала активно застраиваться многоэтажно. Но с рудиментом прошлого — частным сектором — так до конца расправиться не удалось.

 

 

Несколько лет назад в прессе появилась информация о том, что на месте старых домов в треугольнике улиц Вокзальная — Дружная — Толстого вполне может разместиться многофункциональный комплекс с гостиницей «Терминал». С этой целью была разработана архитектурная концепция реконструкции данной территории.

 

 

Авторы идеи полагали, что строительство объекта даст возможность повысить эффективность использования земельного участка за счет увеличения плотности застройки, привлечет посетителей и арендаторов, а также даст мощный толчок для развития всего района.

 

 

Торгово-развлекательный центр с гостиницей «Терминал» воплощал в себе концепцию концентрации разноплановых форм отдыха, торговых и административных площадей, гостиницы, помещений спортивного и развлекательного назначения. Предполагалось, что он мог быть разделен на пять основных блоков: гостиницу, спортивно-развлекательный центр, торговый центр (два блока) и административно-деловой центр.

 

 

Может быть, что-либо из «терминальной» темы найдет воплощение и в будущем комплексе «Минск Сити Молл». Пока на сайте администрации Октябрьского района г. Минска рядом с сообщением о грядущем строительстве вывешена вот эта иллюстрация.

В районной администрации  также сообщили, что общая площадь объекта составит ориентировочно 10 000 кв. м. На первом этаже расположатся супермаркет, пункт общественного питания и магазин электротехники, на втором — места общественного пользования, торговая зона, ресторан, кинотеатр. В состав объекта также входит многоуровневый паркинг.

Инвесторами являются компания Аmmeasco Holdings Limited и ИЧИСУП «Амтел Сити Молл». Общий объем инвестиций, согласно инвестиционному договору, составляет $10 млн, страна происхождения инвестиций — Республика Кипр. Сроки реализации проекта — с декабря 2012 г. по март 2017 г.

 

 

«Минск Сити Молл» вырастет по соседству с другим объектом — бизнес-центром на перекрестке улиц Толстого и  Вокзальной. Комплекс будет состоять из двух зон: в первой разместятся места общественного пользования, во второй — административные офисы.

 

 

Первая зона разместится на трех нижних этажах здания. На первом уровне займет кафе на 80 мест, причем обслуживать оно будет не только работников центра, но и всех горожан. На втором этаже разместятся отделение банка и фитнес-центр. Третий этаж будет отведен под авиакассы, юридическую и нотариальную конторы, а также магазин. Четвертый уровень центра займет конференц-зал.

Вторая зона — 4-5-й этажи. Здесь будут офисные помещения. А на крыше (высота здания составит 53 м) предполагается разместить смотровую площадку.

Под бизнес-центром разместится трехуровневый паркинг.

 

 

Возле автобусной станции «Дружная», рядом с комплексом «Минск Сити Молл», тоже должна появиться многоуровневая стоянка. Но как она будет выглядеть, пока не ясно.

 

 

Чтобы снести существующую застройку, потребуется не только время, но и немалые финансовые затраты. Деревянные дома по улицам Толстого, Рабкоровской, Вокзальной, Дружной, переулку Проездному пока заняты, хотя выглядят ветхими, а заборы — неухоженными.

 

Кроме того, пока не ясно, что будет с кирпичными зданиями — тоже находящимися в далеко не радужном состоянии, но, тем не менее, обитаемыми: здесь находятся офисы.

Но если «Минск Сити Молл» все же будет построен (во что хочется верить), «шанхаю» в центре Минска будет нанесен серьезный урон. Но не окончательный: в двух шагах от нынешнего и будущего строительства все еще сохраняется частный сектор  в районе улиц Могилевской — Толстого — Студенческой — Полоцкого и Студенческого переулков. Надо полагать, им займутся одновременно со строительством продолжения первого транспортного кольца — оно тоже не за горами.

interfax.by