Рынок жилья в 2012 году побил многие рекорды
Столичный
рынок жилья в 2012 году заметно оживился: на 28% выросло число сделок на
"вторичке". Без кредитной поддержки покупатели в Минске приобрели более
10 800 готовых квартир – такой активности рынок не знал с докризисного
2008 года.
Высокий спрос на жилье ожидаемо спровоцировал рост цен:
"квадрат" в Минске подорожал в среднем на 10%. Чем вызваны эти тенденции
и чего ожидать обычным потребителям, озабоченным решением жилищной
проблемы? Об этом, а также об активности российских покупателей,
возможном росте цен и появлении альтернативной схемы трейд-ин на
столичном рынке жилья рассказал руководитель Группы компаний "ТВОЯ
СТОЛИЦА" Владимир ДАВИДОВИЧ:
- Чем запомнился 2012 год на столичном рынке жилья?
-
Неожиданным ростом спроса, в отсутствие какой-либо значимой кредитной
поддержки. Индекс покупательской активности по нашим данным вырос в 2,5
раза. Количество сделок, по данным Национального кадастрового агентства,
превысило 10 800 (рост составил 28% в сравнении с 2011 годом), что
сравнимо с показателем 2008 года. Объем предложения более 26 000
объектов (рост – 22%).
Высокая
активность на рынке жилья пришлась на ноябрь и декабрь. В ноябре
прошлого года число сделок в сравнении с аналогичным месяцем 2011 года
выросло на 75% (до 1172), в декабре – на 70% (до 1367).
- На каком рынке белорусы в прошлом году активнее решали жилищный вопрос – первичном или вторичном?
-
Вторичный рынок в 2012 году показал феноменальный рост. Что интересно,
весомый вклад в это внесли сами застройщики, которые довольно активно
продавали готовые квартиры с техпаспортами. По сути, немало предложений
среди новостроек было реализовано именно на вторичном рынке. И это
доказывает следующий факт: свыше 40% всех сделок в прошлом году были
связаны с квартирами в домах, построенных в третьем тысячелетии.
-
Кредиты оставались для населения дорогими, но покупателей это не
останавливало. Чем можно объяснить такое оживление на рынке жилья?
-
Можно назвать несколько причин. Прежде всего, часть населения, которая
держала средства на банковских депозитах, снимала деньги, ожидая в
начале 2013 года плохих новостей в финансовой сфере. В этом смысле жилая
недвижимость рассматривалась как надежный источник вложения инвестиций.
Не будем забывать, что в хорошие времена 25% покупок на рынке жилья
совершалось с инвестиционной целью.
Увидев
тенденцию к росту стоимости квадратного метра, покупатели стали
активнее вкладывать средства в недвижимость. Сейчас сложилось удачное
время для вложения в жилую недвижимость, если не будет никаких
макроэкономических потрясений.
Кроме
того, сработал отложенный спрос, накопившийся за последние годы. Прежде
всего, это характерно для объектов бизнес-класса. Разница в ценах на
эконом-класс и комфорт – бизнес и премиум невысока по сравнению с
соседями. Причем заметно выросло число покупателей из России – как
правило, выходцев из Беларуси. Так, например, более половины всех
покупок в первом в Минске жилом небоскребе "Парус" приходится на долю
россиян.
Также
наблюдается неожиданный интерес к столичному рынку жилья со стороны
граждан стран Прибалтики. Чаще всего, это представители бизнеса,
постоянно работающие в Минск и, решившие, наконец, обзавестись
собственным углом.
- Относительно высокий спрос, вероятно, привел к росту цен?
-
Безусловно. В 2012 году цены на жилье на вторичном рынке выросли в
среднем на 10%. На первичном рынке стоимость "квадрата" повысилась на
10-20%, а в некоторых проектах – на 40%
Первыми,
как известно, подорожали однокомнатные квартиры. Если говорить о
районах, то сейчас пользуется популярностью юго-западное направление,
спрос и цены на жилье в котором растут в связи с расширением столичного
метро.
Определенное
влияние на повышение стоимости "квадрата" оказал первичный рынок.
Застройщики, столкнувшиеся с ростом цен на подрядные услуги, начали
более решительно поднимать цены на оставшиеся в продаже квадратные
метры.
- Как поведут себя цены на жилье в ближайшие полгода?
-
В ближайшие полгода стоимость квадратного метра на вторичном рынке
может вырасти на 10-15%. На первичном рынке рост цен окажется меньшим,
поскольку в прошлом году застройщики уже и так серьезно повысили
стоимость квадратного метра в своих проектах.
-
Не повторится ли тенденция 2007 года, когда цены резко рванули вверх (с
$1300 до $1950 за "квадрат"), а на рынке образовался жилищный пузырь?
-
Ситуации схожи. Так, индекс покупательской активности и тогда, и
сегодня резко увеличился. Но в 2007 году конъюнктура спроса
подпитывалась кредитами. Люди брали заемные средства, когда им не
хватало собственных сбережений. Сейчас же кредиты на строительство и
покупку жилья остаются заоблачно дорогими. Поэтому маловероятно, что на
рынке жилья вновь надуется жилищный пузырь.
- В прошлом году потребителей удивили колебания арендных ставок на жилье. С чем это было связано?
-
Действительно, одной из тенденций прошлого года стал скачкообразный
рост арендных ставок в июле-сентябре. На мой взгляд, эти колебаниям
вызваны исключительно рыночными факторами. Дело в том, что ставки
арендной платы и стоимость квадратного метра обычно всегда
взаимосвязаны. В Минске в последние годы соотношение этих показателей
несколько отставало от нормы. В настоящее время при средней месячной
стоимости аренды однокомнатной квартиры в 300 долларов США отношение
стоимостей "квадрата" в такой квартире и годовой арендной платы равно
примерно 12-ти. Для примера, такое же соотношение этих величин в Берлине
и Варшаве, в Москве и Лондоне выше, но там велика инвестиционная
наценка в стоимости квадрата.
- Ваш прогноз: можно ли будет ожидать снижения ставок арендной платы на рынке жилья?
- Небольшое "проседание" на 10-15% просто обязано произойти, но на прежний уровень арендные ставки вряд ли вернутся.
- Что происходило в прошлом году на рынке коммерческой недвижимости?
-
Охватить всё не позволяет формат интервью, расскажу о том, что удивило.
В сегменте офисной (административной) недвижимости было введено в
эксплуатацию всего 14 тыс. квадратных метров – в 10! раз меньше
запланированного. Заниженный объем предложения естественно явился
стимулом для роста цен. В итоге стоимость квадратного метра на рынке
офисной недвижимости выросла на 10-20%.
В
настоящее время рынок офисной недвижимости испытывает дефицит
качественных объектов. При этом потребитель отдает предпочтение уже
готовым помещениям и не проявляет большого интереса к долевым схемам.
На
рынке торговой недвижимости также произошли некоторые изменения. Так,
практически исчезла долевая схема строительства и последующего владения
торговыми центрами. Как правило, объект либо строится, либо выкупается
одним субъектом, который впоследствии самостоятельно сдает помещения в
аренду.
Кроме того,
на рынок торговой недвижимости решительно выходят крупные иностранные
(российские) торговые сети непродовольственной группы.
- Можно ли будет ожидать появления схемы трейд-ин (покупка старой квартиры в зачет нового жилья) на белорусском рынке жилья?
-
Пока особых перспектив на белорусском рынке у нее нет. Схема трейд-ин
связана с высокими финансовыми рисками и успешно функционирует лишь на
очень стабильном растущем рынке. На Западе эта модель работает следующим
образом: застройщик, девелоперская компания или банковская структура
выкупает с небольшим дисконтом квартиру клиента, которую впоследствии
реализует на вторичном рынке, гарантированно возвращая себе все
операционные затраты и потраченные на выкуп деньги. Но когда рынок
нестабилен, заниматься этим крайне рискованно.
В
то же время, технологии не стоят на месте. В конце прошлого года у нас
запущена альтернативная "трейд-ин" схема: участники программы
"Переезжаем в новостройку" смогут сдать свою старую квартиру в зачет
новостройки, но только не застройщику, а конечному покупателю. В этом
случае человеку подбирается достраиваемая новостройка и дается время на
то, чтобы переехать. При этом на время строительства клиент либо
остается в старой квартире (покупатель в этом случае получает дисконт),
либо временно перебирается в специально арендованное для него жилье.
- Какие изменения произошли в 2012 году в риэлтерском бизнесе?
-
Серьезных изменений на этом рынке не произошло. Постепенно, конечно,
риэлтерский бизнес в Беларуси развивается в сторону укрупнения.
Некоторые компании придерживаются стратегии интегрального роста и
расширяются за счет поглощения других агентств и открытия филиалов или
дочерних организаций в Минске и других городах. Но каких-то резких
изменений в положении лидеров на рынке риэлтерских услуг пока не
наблюдается.
-
А чем тогда можно объяснить проведенный вами ребрендинг: ведь вместо
одного агентства теперь на рынке существует три компании, разделенные по
сегментам?
-
Признаюсь, это было рискованное решение, но, надеюсь, что затея
удалась. Основная задача данной акции – зрительно разделить направления
(вторичный рынок, новостройки и недвижимость для бизнеса) и де-факто
подтвердить уже давно свершившееся – в различных сегментах рынка
недвижимости у нас работают разные команды специалистов, даже их офисы
разделены территориально. Тем не менее, все бизнес-процессы, где это
необходимо, интегрированы между собой, поэтому очень важно и сохранить
связь с материнским брендом. Мы уверены, что "Твоя столица" за 17 лет
работы создала себе имя и сформировала позитивное и доверительное
отношение к нему.
Дам краткие пояснения по графике: визуальная составляющая логотипа Группы компаний символична – это одновременно и контуры зданий, которые образуют единое целое, и сложенные в один кулак руки. Продолжают тему контуров логотипы каждой компании, специализирующейся в своем сегменте, которые визуально подчеркивают особенности данного сектора рынка недвижимости.
tut.by