80 лет Театру оперы и балета. Экскурсия снизу доверху
23 мая Национальный театр оперы и
балета отмечает 80-летний юбилей. Накануне праздника TUT.BY удалось
побывать не только за кулисами, но и обойти театр снизу доверху,
опуститься на 18 метров от уровня сцены, узнать, как шьют костюмы, какие
бывают декорации и сколько оттенков различных цветов спрятано в багаже
световиков.
Знакомство
с непривычным для любого зрителя театром началось с самой глубины.
Спускаемся вниз по лестнице и чувствуем, что температура воздуха стала
понижаться.
- Здесь отопления нет, температура не поддерживается, а так как мы спускаемся вниз, она на пару градусов ниже, - прокомментировал начальник службы эксплуатации сцены Геннадий Ренейский. Он
рассказал, что же происходит на этой глубине и как такие сложные
технические механизмы помогают театру жить и творить чудеса.
"Глубоко
под сценой находятся механизмы подъема и спуска площадок, управление
арьерсценой (часть сцены, занимающая пространство позади основной
игровой сценической площадки. - Прим. ред.), оркестровой площадкой.
Здесь находятся также блоки управления площадками", - продолжил Ренейский.
![]() |
![]() |
Вся
сцена разделена на 21 площадку. Каждая из них может опускаться на 3,3
метра над сценой и подниматься на 4,5 метра. Есть также специальные
сейфы для хранения мягких декораций, управление ими тоже производится в
техническом цеху. Над обслуживанием и управлением спектаклей работают 11
квалифицированных специалистов.
"Все управление спектаклем
происходит с пульта. На каждый спектакль создается своя программа, и уже
в соответствии с ней выезжают площадки. Механизмы сценического
комплекса содержат 312 электродвигателей и 40 гидроцилиндров. Есть у нас
балетная фура и оперная, - говоря проще, специальные полы для разных
спектаклей. Был у нас как-то казус во время наладки, выскочила балетная
фура. А весит она 22 тонны. Случилось это впервые. Как ее поднять?..
Есть специальные механизмы в МЧС для таких тяжелых вещей. Мы позвонили в
службу МЧС и сказали, что у нас фура въехала в сцену и нужна
гидроаппаратура, чтобы поставить все на место. Пока ребята ехали, долго
думали, как транспортная фура могла попасть на сцену. Терминов-то они
наших не знают. А как приехали, все быстро исправили", - продолжил Ренейский.
После
18-метровой глубины мы заглянули в цех, где шьют и изготавливают все
костюмы, – участок по пошиву театральных костюмов. Есть специалисты по
женским костюмам, есть - по мужским.
Диана Абулнагимова
посвятила своей работе 26 лет. Застали мы ее за работой над костюмом
французского посла к спектаклю "Витовт". Женщина с трепетом и любовью
рассказала о любимом театре и работе в нем:
"Каждый день, каждый
спектакль связан с чем-то новым. Рутинной работы нет, царит творчество.
Приезжает художник, рассказывает, как он видит костюм на актере, дает
эскизы, а мы уже творим, где-то вносим коррективы и добавляем
импровизации. Самое сложное в работе – это подобрать материал для
костюма".
Седовласая
женщина Лариса Филимоновна, начальник всего участка, пришла в театр
давно. "В середине прошлого века", - улыбается она. В этом году у Ларисы Мельник юбилейный, 50-й сезон в театре.
"Меня
направили на работу в театр. Придя сюда, я не знала, что такое театр,
не знала названия ни одной детали. До этого работала с декорациями. Я не
знала, что такое пагода, что такое кулиса. Но за эти годы приобрела
немалый опыт и сейчас учу других. Раньше все заказывали в других
городах, в Москве, в Ленинграде, а потом построили свой пошивочный цех. В
составе нашего коллектива 30 человек. После создания костюма мы бежим
на сцену посмотреть, все ли в порядке. Каждая портниха видит свой
костюм, не дай бог, где-то ниточка торчит, она тут же бежит на сцену ее
обрезать. Каждый мастер переживает за свой костюм. Здесь работают люди,
которые любят свою профессию. Зарплаты тут небольшие, но люди работают,
потому что им нравится и для них это престижно - работать в Большом
театре", - говорит Мельник.
По
ее словам, в среднем на то, чтобы сделать костюмы для одного спектакля,
уходит около двух месяцев, но бывают исключения, когда нужно сдать
быстрее. Тогда остаются работать по вечерам и в выходные.
За костюмерным цехом мы зашли в мастерскую по оформлению спектаклей (живописный цех) и пообщались с художниками.
Главный художник театра Александр Костюченко рассказал, что спектакль – это дорогостоящий проект.
"Для
того чтобы узнать, сколько это стоит, из каких материалов
изготавливается, необходимо изготовить макет. Сначала придумать, сделать
эскизы, а потом и воплотить в макете в масштабе 1 к 20. После того как
худсовет этот макет одобрит, приступаем к реальным размерам", - прокомментировал Костюченко.
По словам художника-конструктора Вероники Красняковой, в театре изготавливают мягкие и жесткие декорации.
"Перед
нами ставят очень интересные задачи. Например, такой замысел: героиня
должна взлететь. Или же она сидела, потом ее закрыли, потом она
спряталась, а потом открывают одеяло, и там никого нет. И вот по таким
комментариям нам приходится делать эскизы, потом думать, из какого
материала можно создать декорации. Такой сцены, как наша в театре, нет
нигде в Беларуси. На ней можно сделать интересные вещи, вплоть до
телефильма", - продолжила Вероника.
Не
обошли стороной и гримерный участок, где прихорашивают артистов и
создают им образы. Грим, кисточки, расчески, лак для волос – не хуже,
чем в салоне красоты. На стеллажах ровненько лежат парики разных
актеров, шляпы с мышами. Но больше всего удивили мужские усики. Выбирай
на любой вкус. На вид вроде бы все одинаковые, но нет, у каждого героя
свои, именные.
В
костюмерном цеху можно подобрать наряд на любой вкус из разных эпох. А
еще, гуляя там, можно заблудиться среди пышных платьев на кольцах,
элегантных мужских смокингов и народных костюмов.
В цеху по освещению спектаклей нас встретила Нина Иванкина, которая рассказала о работе со светом.
"Каждый
цех - это своя изюминка в любом спектакле. Но любые декорации
художника, костюмы на артиста без света - ничто. Включается свет - и
рождается праздник на сцене, жизнь, комедия, трагедия, любовь. Все
выражается цветом и светом.
Свет
- это важный участок жизни театра. Театр - наша жизнь. Работа художника
по свету начинается задолго до его выпуска. Основная работа
приходит, когда до премьеры спектакля работаешь с
художником-постановщиком. Устанавливают декорации, и мы решаем, какой
прибор поставить в данном месте, как направить, какого цвета, на какого
актера. Разные моменты случаются в практике, бывает, актер не в то время
вышел - приходится вносить корректировки. А для этого нужно помнить не
один десяток спектаклей, всех героев. Есть даже специальный каталог
фильтров, где сгруппированы сотни оттенков каждого цвета"
В
театре есть своя нотная библиотека, в которой выстроены в ряд тома
музыкальных произведений не одной эпохи, и даже свой
отоларинголог, который настраивает голос и слух артистов на нужный лад.
Завершилась
наша экскурсия почти на крыше театра, в месте, откуда одновременно
могут опуститься 55 декораций. В верхней механизации театра также
установлены полетные механизмы, которые позволяют поднимать артиста
вверх и в стороны. Ежедневно в целях безопасности после окончания
спектаклей и репетиций сцену закрывает пожарный занавес, весящий 22
тонны.
tut.by
Читать полностью: http://news.tut.by/culture/349862.html