Автокемперы массово бороздят Европу, а Беларусь объезжают стороной

 

 

Пока мы не развиваем автотуризм, иностранцы объезжают страну стороной. При этом в соседней Литве 25 кемпингов, где караванер (турист, который путешествует на автодоме или с прицепом-дачей) может остановиться с комфортом. Почему такое перспективное направление туризма для страны в центре Европы все еще не на пике популярности?

 В белорусском автокемпинге можно остановиться от 3 евро в сутки

 

С караванером из Германии Гансом Бошем мы познакомились в кемпинге в Друскининкае. Ему 70 лет, двенадцать из них немец путешествует на кемпере (автодом). Мужчине не нужно бронировать номера в отелях, потому что его машина – уже гостиница. За кемпер Ганс отдал 53 тысячи евро. Здесь есть спальня, кухня, душ, туалет, холодильник, микроволновая печь, телевизор. Единственное, что необходимо такому туристу в поездке – цивилизованное место для парковки (если на траве, то с твердым покрытием – TUT.BY), где можно слить капсулы с отходами, пополнить запасы воды, подключиться к электричеству, сходить в душ, приготовить еду или поесть в кафе.


Ганс листает в руках путеводитель по кемпингам Европы. Здесь 4260 вариантов стоянок. Белорусских - в сборнике нет.



- Если бы в Беларуси были такие кемпинги, как здесь, приехал бы и к вам, - говорит он. - Но такой информации нет.


Не удивительно, что Ганс не владеет информацией о белорусских автокемпингах. В международной системе ACSI нас нет, в единую белорусскую базу они не собраны, при этом некоторые из кемпингов находятся на территории агроусадеб.


По нашим подсчетам, автокемпингов именно с оборудованными площадками для кемперов или прицеп-дач у нас как минимум три. Но нужно учитывать грубую погрешность подсчета, так как площадки искали в интернете. Самый дешевый вариант остановки для кемпера – 3 евро в сутки в эко-усадьбе "Беловежье", самый дорогой – в районе 10 евро на кемпинге в парке развлечений "Крутогорье" около Дзержинска. Для сравнения, в Западной Европе, по словам Андрея Мартынова, заместителя директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма, за остановку кемпера берут 15-20 евро.

 


При этом в Беларуси есть кемпинги, где можно остановиться в гостевых домиках, гостинице или палатках. Такие варианты в том числе предлагают на Нарочи и Браславских озерах.

 


 

Караванеры из-за границы ночевали в Беларуси даже на парковке около торгового центра

 

Наши автокемпинги белорусские караванеры серьезно не воспринимают из-за особенностей инфраструктуры.

 

- Они себя называют кемпингами, но от этого ими не становятся, - считает Михаил Березовский, председатель правления Белорусского клуба караванеров и автотуристов. – Чаще всего это парковки. А между парковкой и кемпингом - пропасть. Кемпинг – это целая структура, где кроме стоянок, оборудованных электричеством и сливом, душевых и туалетов, есть пункты питания, магазин с необходимыми вещами для дороги и отдыха, WI-FI… Это отель на улице!



По словам караванера, в Западной Европе автокемпинги чаще всего строят возле пляжа, на некоторых из них даже есть аквапарки.


Белорусский караванер с двухлетним опытом Александр считает, что кемпинги в Беларуси нужно строить возле водоемов, но при этом обеспокоен условиями на некоторых из них.

 


- Возле одного из белорусских озер есть площадка, куда нелегко подъехать и лежит охапка дров. Это рыбакам приехать с палаткой и попить водки. Вот это понимание кемпинга. Оно и недорого, но и не нужно,
- уверен он.

 


По мнению караванера, иностранцам интересно было бы посетить Минск, но поставить кемпер вблизи города - негде.

 


- Ко мне приезжали друзья из Украины, так они ночь стояли на парковке возле торгового центра,
- рассказывает он. – Если на ЧМ-2014 по хоккею приедут на кемперах, деться им будет негде. Бросить машину вдоль дороги – не выход из ситуации.

 


 

"Приехали два немца, ходили по министерствам, все посылали их подальше"

 

В 2011 и этом годах в СМИ появлялась информация о том, что мы планируем развивать караванинг (путешествия на автодомах и с прицепом-дачей). Но он у нас уже развивался. Причем достаточно успешно. На территории парка развлечений "Крутогорье" в конце 80-х появился автокемпинг "Перестройка".

 


- Приехали два немца, ходили по министерствам, все посылали их подальше,
- рассказывает о том, как начиналось строительство кемпинга, человек, который имеет отношение к теме, но не хочет себя называть.

 


По его словам, с подачи немецкой компании в Беларуси появилось совместное немецко-белорусское предприятие "Перестройка" и три кемпинга – на более чем 100 машиномест в деревне Перхурово, под Брестом и в Мяделе. Самым популярным был кемпинг "Перестройка" в Перхурово. Через него немецкая компания пускала потоки автотуристов из Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Голландии. В год приезжало две-три тысячи караванеров. Стоила остановка - 10 долларов в сутки.

 

По словам собеседника, доход от кемпинга был хороший. Затем появились разногласия с немцами, организованные туристы на кемперах перестали ездить. В 2000-х площадку с постройкой приобрел Михаил Зусманович, директор парка приключений "Крутогорье". Тогда каждую неделю в сезон с мая по сентябрь на кемпинге останавливалось по 15-20 машин. В основном это были пенсионеры. Но бизнес не пошел.

 


- Началась полоса проблем с визами, немцы развернули потоки автотуристов через Литву, у нас все начало затухать. Но я сохранил все точки подключения для кемперов, иногда случайно кто-то залетает, - рассказывает Михаил. - В прошлом году, по-моему, две группы были.

 


Со своей стороны владелец другого автокемпинга утверждают о том, что это направление пока не пользуется спросом.

 


Владимир Жуков,
хозяин эко-усадьбы "Беловежье", рассказывает, что на территории его усадьбы есть оборудованная площадка под три трейлера. Но за шесть лет пока он работает, ни один караванер не приезжал. По его словам, это предложение существует на перспективу. 


 

Караванеры пока нас объезжают

По словам Михаила Березовского, в Белорусском клубе караванеров и автотуристов состоит примерно 50 человек. Из них 20-25 активно путешествуют. При этом, по его информации, в сезон минимум 1 500 машин едут из Европы в Россию путешествовать по Золотому кольцу. Правда, Беларусь они объезжают через Прибалтику.

 


- Им, конечно, было бы удобнее ехать через нас, и дорога хорошая. Но нужно открывать белорусскую визу
, - говорит Михаил.

 


По его мнению, автокемпинги в Беларуси тоже можно построить, но отталкивает необходимость пройти экологическую экспертизу.

 

- Нужно пройти такую же экспертизу, как на атомную станцию! - отмечает он. - Некоторые бросили заниматься кемпингами, когда о ней узнали.



Еще на одну причину, почему у нас не развивается автотуризм, указал караванер из Бреста Виктор. По его мнению, у нас мало мест с концентрацией достопримечательностей.


- Приезжаю я в Италию, там столько музеев - неделю можно ходить. У нас одно место, где можно на день задержаться – Несвиж, -
объясняет он.

 


Чтобы развить в Беларуси караванинг, в том числе нужно поспособствовать росту количества площадок под кемпинги. Здесь не последнюю роль должна сыграть местная власть.

 


В этом году будет корректировка государственной программы о развитии туризма, - говорит Андрей Мартынов. -  Туда должны включить аспекты по выделению и обустройству кемперных площадок. Их выделение и обустройство - задача местной власти. Координировать ее деятельность, помогать, советовать и разрабатывать нормативные документы мы можем, но реализовывать проект должны они.

 


…И если из белорусской реальности перенестись в литовскую, можно кое-что почерпнуть из их опыта развития караванинга. По словам Римаса Палиониса, руководителя центра бизнеса и туризма Друскининкая, первые караванеры у них появились, когда Литва вошла в Евросоюз. Автотуристы в то время ночевали на заправках, в лесу. Затем для них построили кемпинг, вложив в проект около 300 тысяч евро. Он работает с апреля по сентябрь и за весь сезон приносит более 20 тысяч евро. "Прибыль не очень большая, но нужно, чтобы услуга была", - говорит Римас. Именно потому что там есть такая услуга, туда и приехал немец Ганс Бош. Возможно, когда у нас появится больше кемпингов с хорошим сервисом, к нам чаще будут наведываться караванеры из-за границы.

 
 
tut.by