Преимущества и условия ревитализации промышленных зон

 

По некоторым экспертным оценкам, различные промышленные зоны в Москве сейчас занимают примерно 16% городской территории. При этом общая площадь российской столицы составляет 18,8 тыс. га.

 

 Центр дизайна ARTPLAY

 

В редевелопменте таких огромных территорий заинтересованы сразу несколько социальных групп. Как считают специалисты консалтинговой компании Strategy Partners Group, к таким группам относятся власти города, сами москвичи, но прежде всего – собственники территорий, поскольку те обладают запасом нереализованной стоимости порядка 2 трлн. российских руб.

 

Сегодня в международной практике существуют различные подходы к развитию промышленных зон в больших городах. Наиболее перспективным среди них представляется ревитализация, предусматривающая достижение оптимального баланса между коммерческими и жилыми площадями, а также общественными зонами. В итоге, на месте бывшей промзоны формируется мультифункциональное пространство, успешно интегрированное в уже имеющуюся городскую среду. Таких завершенных проектов в Москве пока немного. В качестве примера можно привести центр современного искусства «Винзавод», центр дизайна ARTPLAY и дизайн-завод «Флакон».

 

Дизайн-завод «Флакон»

 

Почему именно ревитализация может быть интересна для девелоперских компаний? Причин тому несколько. Во-первых, этот подход не требует больших начальных инвестиций. Потенциальные арендаторы помещений обычно ремонтируют их за свой счет. Во-вторых, такие проекты хорошо дополняют уже имеющийся портфель недвижимости, позволяя сбалансировать его по рискам и доходности. При небольшом предложении креативных зон такие объекты способны приносить 15-20% операционной прибыли и не требуют при этом дополнительных капиталовложений. В-третьих, подобный подход помогает увеличивать эффективность использования имеющегося пространства. И четвертый немаловажный фактор: социальный и культурный характер подобных проектов хорошо отражается на общем облике и развитии населенного пункта, помогает реализовать творческие инициативы и повышает узнаваемость бренда.

 

Чтобы ревитализация проходила успешно, следует соблюдать несколько ключевых условий. Прежде всего, для реализации подобных проектов необходима управляющая команда, обладающая высоким профессиональным уровнем. Также при ревитализации следует добиться сбалансированного распределения площадей между различными сегментами (офисы, общественные зоны и т. д.). Немаловажно и то, удастся ли достичь вовлеченности резидентов и владельцев недвижимости в развитие данной территории.

 

ВинЗавод

 

Соблюдение этих и ряда других условий при ревитализации позволяет говорить о высокой вероятности достижения успеха. Например, после создания дизайн-завода «Флакон» удалось достичь его посещаемости в 7 тыс. человек (в дни проведения мероприятий) и практически полной занятости площадей. В итоге, инвесторы смогли вернуть вложенные в проект средства буквально за несколько лет.