Перспективы экспорта железобетонных изделий под вопросом
Модернизация белорусской цементной отрасли пока не принесла ожидаемых экономических результатов. Отечественный материал оказался довольно дорогим, поэтому его реализация не дает желаемых финансовых поступлений.
Одним из вариантов выхода из этой непростой ситуации стала идея увеличения производства из белорусского цемента железобетонных изделий. Как сообщил «Ежедневник», данное предложение обсуждалось на конференции по рынку цемента и строительных материалов. Свой взгляд на этот вопрос в рамках состоявшегося мероприятия высказал Александр Пастухович, ведущий специалист Института жилища «НИПТИС им. Атаева С.С.».
Для начала следует отметить, что в нашей стране железобетонные изделия и конструкции выпускает уже около 100 организаций. Одними из самых заметных производителей являются Барановичский КЖБК, завод ЖБИ, Гомельжелезобетон, и т. д. Производственная база отечественных предприятий постоянно модернизируется, увеличиваются и объемы выпуска таких изделий, причем пропорционально росту производства белорусского цемента.
Соответственно, нехватки подобной продукции на отечественном рынке сейчас не наблюдается. Порядка 80% выпускаемых ЖБИ реализуется внутри республики. Можно ли в современных условиях резко увеличить их производство и экспорт? По мнения Александра Пастуховича, сделать это будет непросто. Прежде всего, следует учитывать имеющуюся нехватку в стране гранитного щебня. Кроме того, белорусские производители не могут полностью обеспечить потребности республики в арматурной стали (порядка 20% этого материала завозится из-за рубежа).
В прошлом году белорусские предприятия экспортировали около 730 тыс. куб. м. бетонных и железобетонных изделий (доля ЖБИ среди них – 42%). Основная доля зарубежных поставок приходится на плиты, шпалы и трубы. Загрузка мощностей на предприятиях по некоторым экспортируемым изделиям в прошлом году составила лишь 32%.
Из-за специфики логистических затрат такую продукцию можно продавать лишь в соседние страны, поскольку необходимо учитывать большой вес и крупные габариты ЖБИ, а также рост тарифов на их провоз по железной дороге.
Между тем другие государства тоже не стоят на месте и самостоятельно развивают аналогичные промышленные производства. Можно ли здесь сыграть на ценовом факторе? Увы, при экспортных поставках это вряд ли получится. Недешевый отечественный цемент делает белорусские ЖБИ тоже сравнительно дорогим товаром. Следовательно, предложение по созданию на базе цементных заводов новых структур, производящих ЖБИ, требует глубокого анализа возможных объемов выпуска и расчета экономической целесообразности данных проектов.