Белорусские власти поставили вне закона иностранные строительные компании
Около 20 иностранных строительных компаний, которые работают сегодня на знаковых объектах страны, оказались вне закона в результате действий белорусских властей. Некоторые компании уже разрывают действующие договора и уходят из Беларуси.
Представители иностранных строительных компаний, которые сегодня работают на территории страны, называют действия властей не иначе как спланированной акцией, целью которой является вытеснение с рынка нежелательных конкурентов. Ведь иностранные строительные компании участвуют в возведении многих значимых объектов: торговых центров, гостиниц, бизнес-центров. Они есть практически везде, где при строительстве объектов используются современные европейские технологии.
Новогодний подарок
Наступление на иностранных строителей началось еще в январе 2014 года, когда вступило в силу Постановление Совмина №1189 от 31 декабря 2013 года. Вот так вот просто: 31 декабря было подписано, а 1 января оно уже начало действовать. Интересно, что за год до этого события премьер-министр Михаил Мясникович говорил о том, что все компании, работающие в Беларуси в сфере строительства, должны иметь статус резидента, чтобы платить налоги в белорусский бюджет. Именно год назад была дана команда на разработку соответствующего постановления Совмина. Но за год, об этих словах премьер-министра многие успели забыть, пока 1 января не грянул гром среди ясного неба.
Документ вел новые правила об открытии и деятельности на территории страны представительств иностранных компаний. Основным новшеством стало то, что этим представительствам запретили заниматься в Беларуси хозяйственной деятельностью, а только вспомогательной и подготовительной. Многих представительств нововведение не коснулось, а вот строительные иностранные компании буквально попали в капкан. Еще 31 декабря они через свои представительства работали в Беларуси легально, имея большое количество договоров на значимых строительных объектах, а утром 1 января проснулись и оказались уже вне закона. Без какого-либо предупреждения или переходного периода. При этом единственное пояснение, которое было получено ими от белорусских властей, да и то с большим опозданием, была рекомендация учреждать на территории страны компанию-резидента и работать через нее.
Учредить, конечно, не проблема, но для этого как минимум нужно время. А откуда взять это время, если о нововведении никто иностранные компании официально не предупредил. Кроме того, встал вопрос об исполнении уже действующих договоров. С ними что делать, расторгать и заключать заново? И как привозить персонал, тех самых иностранных строительных специалистов, которые задействованы на объектах. Если раньше они работали в стране от имени представительств (то есть заключали контракты с иностранной компанией, а не резидентом), то теперь должны были приезжать в страну как обычные гастарбайтеры, для работы которых необходимо разрешение. При этом МВД, Минстройархитектуры, МИД, МНС и другие госорганы отказываются давать какие-то пояснения относительно возникших вопросов.
По сути прошедшие с начала года три месяца иностранные строительные компании, которые работали в Беларуси через свои представительства, занимались тем, что вели с властями бесполезную переписку, так и не получив ответов на свои запросы. Власти даже не хотят ответить на самый простой вопрос: распространяет ли Постановление свое действие на те представительства иностранных компаний, которые были открыты в Беларуси до 1 января 2014 года?
Второй сюрприз вдогонку
Вторым неприятным сюрпизом для иностранных компаний стал Указ президента №26 от 14 января 2014 года. Этот документ вызвал волну критики и со стороны белорусских строителей, своими непродуманными и несогласованными требованиями, которые в первую очередь касались аттестации строительных и архитектурно-инженерных организаций. О нововведениях этого документа и о тех претензиях, которые имеют к нему белорусские игроки строительного рынка, «Ежедневник» уже писал.
Однако если к замечаниям и вопросам белорусских компаний Минстройархитектуры и правительство хоть как-то прислушиваются, то иностранцев просто игнорируют. Хотя введя ряд требований по аттестации строительных компаний, Указ №26 вообще не предусматривает того, как должны проходить аттестацию иностранные компании. О них просто забыли. При этом на все вопросы иностранные строительные компании опять же не получают никаких ответов. А ведь документ начал действовать с 1 апреля и его уже надо исполнять. Но как?
Так, например, указ ввел жесткие требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство зданий и сооружений 1-4 класса сложности. Иностранные строительные компании работают в Беларуси в основном в 1-й категории сложности, для чего им нужны: среднегодовой объем выполненных строительных работ за прошедшие три года не менее 1 млн базовых величин, наличие в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении основных производственных фондов в стоимостном выражении не менее 200 тысяч базовых величин, наличие не менее пяти положительных отзывов заказчиков и т.д.
Все попытки иностранных компаний получить хоть какие-то пояснения относительного того, как они должны подтверждать все эти требования, натолкнулись на абсолютное игнорирование со стороны должностных лиц всех министерств и ведомств.
Например, основные производственные фонды в 200 тысяч базовых величин должны быть в головной компании или у резидента, которого с 1 января строительные компании должны учреждать в Беларуси. Если у резидента, то тут сразу возникают проблемы, т.к. иностранные компании завозят в Беларусь ровно столько техники и механизмов, сколько необходимо для выполнения конкретного заказа и этими фондами распоряжается головная компания, а не резидент. Или годовой объем работ в 1 миллион базовых на протяжении последних трех лет - у кого должен быть? Если опять у резидента, то откуда он возьмется, если компании-резиденты лишь сейчас начнут появляться на белорусском рынке?
Вопросов очень много, но ни на один из них белорусские власти почему-то не хотят отвечать. Они словно объявили бойкот иностранным строительным компаниям, которые работают сегодня в стране.
Как отмечают представители этих компаний, по сути, с 1 января, а с 1 апреля и подавно, они занимаются в Беларуси незаконной предпринимательской деятельностью, за которую предусмотрена ответственность по ст.233 Уголовного кодекса Беларуси, предусматривающая до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества. При этом под доход от такой деятельности, согласно законодательству, подпадает весь оборот за соответствующий период. Понимая, какая ответственность может быть на них наложена, некоторые иностранные компании уже уведомили своих белорусских заказчиков о расторжении договоров в связи с форс-мажорными обстоятельствами. Другие еще работают на свой страх и риск, надеясь, что вот-вот получат от властей какие-то пояснения, и введут свою деятельность в правое поле страны.
Для решения сложного вопроса уже задействованы посольства иностранных государств, чьи иностранные компании работают сегодня в Беларуси. Однако даже им пока не удалось получить пояснений в МИДе. МИД просто ответил, что не в курсе сложившейся ситуации.
В устроенный белорусскими властями законодательный капкан не попали только китайские строительные компании, которые работают в Беларуси на особых условиях, утвержденных указами президента под грифом «ДСП». Китайцам тут помог их давний лоббист - вице-премьер Анатолий Тозик. А кто поможет остальным?
Георгий Дань