Минский модный шопинг набирает обороты
Бурное строительство в Минске торговых центров в нынешнем году продолжается, готовясь перекрыть прошлогодний рекорд. Тогда за год сдали в эксплуатацию 179 тысяч квадратных метров, план на 2014-й – 370 тысяч. СМИ выясняли, где строятся самые перспективные торговые центры и скоро ли Минск станет шопинговой столицей для Беларуси.
Как отметил в комментарии СМИ партнер и директор брокерского подразделения Colliers International в Беларуси Андрей Алешкин, в ближайшее время темпы ввода в строй новых торговых центров не снизятся. "Во-первых, никто пока не отменял принятый социальный стандарт по обеспеченности торговыми площадями. Во-вторых – сравнительный с городами Центральной и Восточной Европы. Пока мы в основном отстаем по обеспеченности населения торговыми площадями от большинства столиц и крупных городов в регионе. И третий, пожалуй, самый важный, – экономика. Пока ретейлеры будут получать достаточно высокую выручку с квадратного метра своих магазинов – будет потребность в новых торговых площадях. И пока предпосылки благоприятные: в последние годы, даже в кризисные, темпы роста розничного товарооборота были положительными и даже высокими", - аргументировал собеседник.
Эксперт отметил, что сейчас исправляются определенные дисбалансы в обеспеченности торговыми объектами разных районов города: объекты возводились в центре, тогда как спальные районы располагались по периферии. "В результате, например, в самом малочисленном Советском районе была самая большая концентрация крупных торговых объектов (квартал в границах улиц Хоружей - Сурганова), тогда как самый многочисленный район, Фрунзенский, имел очень низкую концентрацию и, соответственно, обеспеченность жителей торговыми площадями. Но уже последние года 3-4 отмечается устойчивая тенденция смещения географического интереса девелоперов в крупные жилые районы, поэтому тот же Фрунзенский район в скором времени может выйти и в лидеры по обеспеченности", - констатировал Андрей Алешкин.
Такое активное строительство торговых центров, отмечают эксперты, ведет к тому, что уже даже крупные новые торговые центры начинают бороться за привлечение арендаторов, пытаются привлечь какие-то эксклюзивные бренды.
"Стандартный набор" не проходит, какой смысл потребителю направляться именно в этот объект, если в нем одни и те же якоря, магазины, расположенные в галерее, которые он встречает возле своего дома, возле работы, в других ТЦ, которые ближе или удобнее по доступности? - аргументирует Алешкин. - И дальше эта проблема будет обостряться. Даже наши российские коллеги иногда жалуются: нет оригинальных арендаторов, нечем разнообразить новые объекты! А ведь на рынке той же Москвы в разы более широкое присутствие и представление брендов – и международных, и национальных".
Аутсайдерами конкурентной борьбы, считают специалисты Colliers International, оказываются торговые центры первых поколений, которые были рассчитаны на павильоны мелкой нарезки, на арендатора из сферы малого бизнеса, прежде всего, индивидуальных предпринимателей. Такие ТЦ начинают ощущать отток арендаторов, рост вакантных площадей, отмечается тенденция к падению среднего уровня ставок в них.
Эксперты уже отмечали, что в прошлом году в Минске появились первые торговые объекты, подходящие для прихода в страну известных мировых модных брендов. В 2014-2015-м годах в Беларуси ожидают прихода новых fashion-марок и новых форматов торговли.
Из уже действующих объектов высокую оценку экспертов получили три торговых центра: "Замок", "Арена-Сити" и "Галилео". Также отметили впервые появившийся в Беларуси ретейл-парк ALL House компании "А100 Девелопмент".
Среди еще не введенных в эксплуатацию торговых объектов, способных задать новую планку на рынке, называют Green City на улице Притыцкого, "Дана Молл" возле Национальной библиотеки и "Галерею Минск" в начале проспекта Победителей. Обещают в Минске уже в следующем году открыть первый в стране торговый центр стоковой торговли. Как сообщает БЕЛТА, ТЦ Leto, строящийся на проспекте Жукова, на месте бывшего таксопарка, хоть и не будет аутлетом в привычном для европейцев понимании (это пока невозможно из-за малого количества представленных на рынке международных брендов), но в нем на площади 15 тыс. кв. м будут работать магазины стоковой торговли и дисконтные магазины.
Ольга Лойко / Инфографика: Вадим Шмыгов