Белорусов отучат от шопинга в ЕC и удивят новыми форматами торговых центров

Из Минска сделают шопинг-столицу европейского уровня. Приучить белорусов закупаться на родине помогут десятки новых торговых центров, мировые бренды и крупные дисконты, заявляют специалисты. Вот только захотят ли белорусы изменять устоявшимся привычкам? Ведущий специалист "Твоя столица. Управление проектами" Александр Великий рассказал нам о бурном росте торговых площадей, жесткой конкуренции, и перспективах торговых центров.

- Минск в последние годы довольно активно прирастает торговыми площадями. Как реагирует на это рынок?
 
- Сейчас на рынке происходит усиление конкуренции среди торговых центров. Владельцы объектов, расположенных в не самых удачных местах, готовы идти на уступки арендаторам. Все это происходит на фоне повышенного интереса к реализации новых проектов. Так, в ближайшие год-два в Минске откроется несколько десятков торговых центров, из них около 10 – знаковых для Беларуси.
 
Средняя арендная ставка торгового "квадрата" в Минске сейчас составляет 34,3 евро с учетом НДС. За год серьезных изменений не произошло. Впрочем, величина ставок напрямую зависит от месторасположения и концепции объекта, поскольку это определяет поток покупателей. Также необходимо придумывать какие-то дополнительные возможности для привлечения посетителей. Так поступил, например, торговый центр "Арена-Сити", предложив посетителям бесплатный Wi-Fi-доступ.
 
- Но что должно произойти, чтобы белорусы затоваривались внутри страны, а не за ее пределами?
 
- Заграничный шопинг привлекает белорусов высоким ассортиментом и низкими ценами. Чтобы обеспечить эти два фактора, нужны крупные объекты. Согласитесь, достаточно сложно заинтересовать человека проехать полгорода ради одного магазина – по меньшей мере, нужны веские аргументы. Поэтому все стремятся открывать магазины в торговых центрах. Причем чем они крупнее, тем проще привлекать в них людей.
 
Наиболее высокий поток посетителей способны обеспечить торговые центры с арендной площадью от 20 тыс. кв.м. Более того, объекты такого масштаба готовы рассматривать для выхода на белорусский рынок мировые бренды. Не секрет, что у каждого из них есть свои стандарты, которые в первую очередь касаются площади торгового центра.
 
- Вроде бы в Минске уже представлены крупные торговые центры, но некоторые из них частично пустуют. Чем это можно объяснить?

 
- Все зависит от торгового центра. "Замок" с этой проблемой едва ли столкнулся, поскольку просто привел в торговый центр свои франшизы. "Galileo" постепенно заполняется, хотя и не такими быстрыми темпами, учитывая месторасположение в центре города.
 
За последние годы рынок изменился. Если раньше можно было построить голые стены и в короткое время собрать арендаторов, то сейчас нужно выделяться, обладать неоспоримыми конкурентными преимуществами.
 
- И чем же пытаются выделяться столичные торговые центры?
 
- Первое – размерами и зоной развлечений. Гигантомания для торговой недвижимости как никогда актуальна. Правда, мега-центры площадью от 100 тыс. кв.м, в которых можно провести целый день, в Минске так и не появились. Первый такой объект, скорее всего, построят на улице Притыцкого.
 
Минск также должен заметить появление торговых центров Green City, Galleria Concept, Dana Mall. Эти торговые центры будут стараться привлекать новые бренды, вроде Zara, H&M и Marks & Spencer, которые пока официально не представлены в Беларуси. Наполнить столько торговых площадей уже существующими операторами попросту невозможно.
 
- Но только ли размерами можно позиционировать торговый центр?

 
- Не только. Это можно сделать за счет специализации, что особенно актуально для торговых центров площадью от 10 тыс. кв.м. В Минске уже появились крупные объекты по продаже строительных материалов и автозапчастей. Вскоре Минск получит еще один объект с четким форматом – торговый центр распродаж Leto на проспекте Жукова.
 
- Речь идет о торговом центре стоковой торговли?

 
- Можно и так сказать. Stock в переводе с английского означает складские запасы. Это будет первый в Беларуси торговый центр постоянных распродаж, в котором будут располагаться в том числе и аутлеты, в которых можно будет приобрести новые вещи уходящего сезона, которые остались на складах. Предполагается, что все арендаторы (а это ведущие производители одежды и спортивных товаров, плюс супермаркет) предложат покупателям хорошие цены, что обеспечит объекту высокую посещаемость.
 
- И что – это может отбить мотивацию ездить "на закупы"?
 
- Цены здесь будут сопоставимы с теми, что действуют в популярных у белорусов литовских торговых центрах, а на некоторые товары – даже ниже. Ездить за шопингом в Литву и Польшу тогда потеряет всякий смысл: ведь те же товары можно будет приобрести в Минске и при этом не тратить время и деньги на поездку и оформление виз. Конечно, торговый центр едва ли будет заполнен только европейскими брендами – вероятнее всего, там также будут представлены бренды Турции, России и Беларуси.
 
Платежеспособность белорусов сейчас не так высока, поэтому они с большей вероятностью приобретут товары со скидкой. Как показывает мировой опыт, ради выгодных цен и хорошего ассортимента люди готовы ехать достаточно далеко, а если такой торговый центр расположен в километре от метро – тем более. Поскольку это первый и пока единственный подобный объект в Беларуси, то высокий трафик гарантируется самой концепцией объекта.
 
Мы ожидаем приход в Беларусь новых сетей брендовых магазинов, а значит, через какое-то время им будет необходимо где-то распродавать товарные остатки, которые в силу ряда причин нельзя выставить в торговом зале рядом с основной коллекцией этого сезона. Концепция и расположение ТЦ Leto как нельзя лучше подходят для организации подобной торговли. Других похожих объектов в Беларуси нет и в ближайшем будущем не появится.
 
- Как появление новых торговых центров отразится на действующих игроках?

 
-Для застройщика заполненный торговый центр всегда лучше, чем пустой, поэтому не исключено, что в отдельных случаях арендаторам предложат заселяться, что называется, "за коммуналку". В более выигрышном положении окажутся более крупные торговые центры и торговые центры с оригинальной концепцией. Учитывая, что Минск не избалован новыми форматами, спрос на такие торговые центры будет априори выше, чем на обычные объекты.