"Разухабистый алкаш" в центре Москвы. 10 архитектурных уродцев столицы

130 лет назад весь цвет французской интеллигенции протестовал против строительства Эйфелевой башни. Её обзывали «чёрной заводской трубой», «нелепым и варварским чудищем», «чернильной кляксой» и «мерзостной тенью ужасного железного столба». После открытия, по легенде, один из ненавистников, знаменитый новеллист Ги де Мопассан стал ежедневно обедать в ресторане башни, потому что только оттуда она не портила вида на Париж.

Сегодня сами французы удивляются этой истории, ведь изящная башня стала символом страны и достопримечательностью, без которой невозможно представить панораму столицы.

А вот Москве в этом плане не повезло: её исторический облик, откуда ни глянь, испятнан «кляксами». Самые жирные, как считается, оставила эпоха Лужкова, но есть и советские творения, которые горожане охотно отдали бы под снос вместо пятиэтажек. Изучив мнения на форумах, редакция Anews составила десятку самых критикуемых объектов.

Дом-«корабль» на Тульской

1970-80-е

«Страшное безликое здание, как тряпка половая».

«Как мимо него еду, меня всегда дрожь пробирает».

«Напоминает старую потрёпанную картонную коробку».

Когда-то этот полукилометровый лежачий небоскрёб и впрямь походил на океанский лайнер: новенький белый фасад, ярусы балконов словно палубы, а вокруг сплошной простор с малоэтажными домиками. С тех пор дом обветшал и посерел, оброс кондиционерами и антеннами, а разномастно застеклённые балконы теперь напоминают сараи да скворечники.

Он также известен как «Дом атомщиков», потому что предназначался для сотрудников Минсредмаша СССР, управлявшего атомной промышленностью. А ещё, по легенде, его строили чуть ли не по технологиям ядерных реакторов, благодаря чему он выстоит даже в условиях атомной войны. Впрочем, бесконечные ремонты и перепланировки квартир показали, что и такая брутальная махина может пойти трещинами и одряхлеть. Сегодня «дом-корабль» чаще называют «титаником».

Высотки на Новом Арбате

1960-е

«Весь Новый Арбат напоминает боевички с Джеки Чаном годов так 80-х».

«Это же просто жесть в пределах Садового такое держать. С обеих сторон жесть, причём».

«Новый Арбат – как плевок из прошлого. Хоть у некоторых он и вызывает ностальгическое чувство, но он уродлив».

Как объясняют москвоведы, это был идеологически продуманный парадный коридор к Кремлю, который должен был поражать и восхищать чёткостью, масштабностью, высотностью. Архитектурное оформление считалось суперсовременным, хотя уже тогда проспект с домами-«книжками» иронично прозвали «тупиком Политбюро», «сберкнижками Посохина» (по фамилии главного архитектора столицы) и «вставной челюстью Москвы».

Сегодня, по мнению критиков, высотки Нового Арбата безнадёжно старомодны и смотрятся особенно уныло на фоне злачно-балаганных новшеств, появившихся при Лужкове и Собянине.

Торговые и офисные центры

С 1990-х по настоящее время

Образцы так называемой «элитной коммерческой недвижимости» вроде «Альфа Арбат Центра», «Наутилуса» на Лубянке, «Европейского» у Киевского вокзала, «Атриума» у Курского и т.п., обезобразили Москву так, как не удавалось ни одному гротескному советскому проекту. На смену серости и суровости пришли цыганщина, слащавость и пошлость.

ТЦ «Европейский»

ТЦ «Атриум» и задавленный им объект культурного наследия – особняк Боткиных

«Наутилус» – ярчайшее, в плохом смысле, творение в стиле «лужковский китч» – неизменно попадает в рейтинги самых уродливых московских зданий.

«Он похож на прыщ, выскочивший на суровом лице КГБшной Лубянки».

«Как будто разухабистый алкаш решил устроить фуршет прямо на скамейке напротив полицейского участка».

Вид спереди

Вид сзади

Или офисный комплекс в начале старого Арбата: надо было его одобрить и усердно возводить всю первую половину нулевых, чтобы затем признать грубой градостроительной ошибкой, как поступили главный (на тот момент) архитектор Москвы Александр Кузьмин и куратор застройки в лужковской мэрии Владимир Ресин.

В соседстве с рестораном «Прага»

Бизнес-центр «Оружейный»

2006-16 гг.

Об этом «в любом случае запоминающемся сооружении» (как отозвался один из проектировщиков) стоит сказать отдельно. До недавнего времени это был самый известный московский долгострой, чей «скелет» годами нависал зловещей тенью над Садовой-Триумфальной. За это время его успели окрестить «бетонной пирамидой Хеопса», «Мордором», «башней Зла» и кое-чем нецензурным.

Лужковского «монстра» закончили уже при Собянине, а в 2016-м добавили последний штрих – 35-метровый шпиль.

Стала ли башня «восьмой сестрой» знаменитых сталинских высоток? Кто-то, конечно, считает, что она прекрасно вписалась в ландшафт. Однако многим она видится лишь халтурой и вызывает неприятные ассоциации с так и не построенным грандиозным Дворцом Советов, ради которого взорвали храм Христа Спасителя. И порождает бесчисленные сарказмы о «комплексе неполноценности» у правителей и застройщиков Москвы.

«Познер-хаус» на Малой Дмитровке

2003-2005 гг.

По соседству с «Оружейным» притулилось ещё одно ненавидимое москвичами чудище – Школа телевизионного мастерства Владимира Познера. Здание должно было стать примером бережного отношения к объектам культурного наследия, но что в итоге? Оно хищно проглотило памятник архитектуры XIX века – двухэтажный розовый особнячок, от которого в результате «реконструкции» осталась одна лишь фасадная стена.

«Уцелевший фасад выглядит как пёстрая заплатка на гранитном теле».

«Смотрится как жертва в брюхе железобетонного монстра».

«Познер захреначил огромное «хайтековское» здание имени себя и вуаля – в центре Москвы разноцветный попугай».

Дом на Мосфильмовской

2004-2011 гг.

Этот элитный жилой комплекс из «плоской» высотки и башни строился в атмосфере бесконечных скандалов вплоть до попыток сноса верхушки уже возведённого здания.

Жители запада Москвы (конечно, не те, кто купили в нём квартиры) возненавидели его от всей души, но вдруг... его назвали «Домом года 2012» (всероссийская премия Best Building Awards) и тогда же включили в пятёрку лучших небоскрёбов мира (премия немецкой компании Emporis).

Критики немедленно отреагировали:

«Пора делать премию «архитектурный занос года» или «архитектурный дебил года» – это убожество на Мосфильме выиграет и там, и там».

«Самый убогий дом в Москве. Как будто тюрьма какая-то. Страшный. Мерзкий. Унылый. С**ть мне на то, какой он «архитектурный». То, что это убожество находится в городе, в котором я живу, не вызывает ни малейшей радости».

«Самое уродское строение! Ни красоты линий, ни цвета! И подавляет дома, которые есть в этом районе. А уж со станции метро «Воробьёвы горы» он смотрится как длинный серый фак, да и весь пейзаж и изгиб Москвы-реки портится. Ужас! И ему ещё премию дают! Извращённое понятие о прекрасном у кого-то».

«Дом на Мосфильмовской выглядит как Имперский корабль во главе с Дартом Вейдером – тёмная сторона наступает!»

Архитектурный ансамбль «Красные холмы»

1999-2009 гг.

В данном случае красивое выражение «архитектурный ансамбль» объединило чудовищные, по мнению многих москвичей, здания 34-этажного отеля «Красные холмы», бизнес-центра «Риверсайд Тауэрс» и Дома музыки. Всё это воткнуто на стрелке Золотого острова (он же Болотный, он же Балчуг), причём башня отеля погубила не только «душевность» Замоскворечья, но и историческую панораму Красной площади.

«Запредельная дрянь. Как если бы Иван Калита строил Кремль сразу с Дворцом съездов».

«Один из худших комплексов в центре Москвы. Если говорить, что архитектура – это музыка, застывшая в камне, то, в этом случае, пьяный медведь играл на балалайке».

По мнению критиков, «летающая тарелка» на опорах, венчающая небоскрёб, выглядит так, будто здание забыли достроить.

А сферический Дом музыки, который Владимир Путин как-то назвал «прекрасным хрустальным кубком», искусствовед Григорий Ревзин сравнил «с замечательными немецкими кастрюлями, которые продают у нас в хозяйственном». В народе его тоже кличут по-кулинарному: «кастрюля», «скороварка», «гриб».

Театр Александра Калягина

2003-2005, идёт достройка

«Яркий пример беспардонной, какой-то наглой архитектуры, вторгнувшейся в Москву в последнее время. Хуже этого трудно было бы что-то придумать».

«Безвкусица, нелепица, художественная глухота, здание заточено и построено «под корпоративы».

Пока не слишком разборчивые зрители восхищаются броской «роскошью» фасада и интерьеров, специалисты и эстеты сокрушаются о том, что театр «Et Cetera» испортил красивейшие Фролов и Бобров переулки в районе Сретенского бульвара.

Прискорбно, но в диком нагромождении несочетаемых форм и деталей отразился вкус самого Калягина, который рассказывал, что «влезал во всё: как красить стены и стелить паркет, куда вешать светильники и какие должны быть двери». Неудивительно, что архитектор, начинавший строить здание, в ужасе отказался от авторства.

Что ещё хуже, этот «безвкусный цирк-шапито» продолжает разрастаться, теперь уже «выворачиваясь» прямо на Тургеневскую площадь. Вопреки протестам, собянинская мэрия разрешила соорудить второе здание, которое займёт газон у выхода Мясницкой. Уже начатое строительство планируют закончить в 2018-м.

Штаб-квартира «Лукойла»

1980-90-е

Когда достройка «Et Cetera» завершится, театральный «уродец» встретится нос к носу с другим – офисом российского нефтяного гиганта по ту сторону Сретенского бульвара.

Первый вариант высотного комплекса был спроектирован ещё в 60-е и состоял из двух башен, которые должны были символизировать радиолампы тогдашних ЭВМ. Видимо, стоит радоваться, что вместо этой «архаики» в углу площади решили уложить на боку исполинскую лестницу. Впрочем, кому-то здание напоминает «десяток слепленных воедино шоколадных батончиков, угрожающе нависающих над бульваром».

Ну и, наконец, финальным аккордом в списке мы решили отметить объект, который больше всего нервирует иностранных гостей столицы. Но, как выяснилось, их в равной степени отпугивают два вида сооружений...

Памятник Петру I и панельные окраины

Стометровое тысячетонное творение Зураба Церетели иностранцы упорно называют «Колумбом» – по существующей версии, сначала это и правда была статуя первооткрывателя Америки, но после безуспешных попыток продать её в США, автор переделал Колумба в Петра. Памятник с чудовищно нарушенными пропорциями не раз попадал в рейтинги самых уродливых сооружений в мире.

Впрочем, если поставить иностранцев перед выбором – переселиться в московский спальный район или забрать себе «Колумба», они скорее выберут второе. Хотя во всех странах есть свои тоскливые пригороды, московская типовая застройка ужасает туристов как никакая другая.

РИА Новости / Владимир Вяткин

Возможно, дело в том, что иностранцы считают Москвой только пределы Садового кольца и удивляются, узнавая её реальные размеры и тот факт, что миллионы москвичей живут далеко за пределами исторического центра.

Автор: Елена Липовая

www.anews.com