Станут ли арендные дома альтернативой социальному жилью?
Строительство арендных домов для бюджета может оказаться такой же непосильной ношей, как и льготное кредитование жилья. По мнению экспертов, финансовые возможности Беларуси слишком ограничены для активного внедрения системы некоммерческого найма.
В следующем году в Минске планируется построить экспериментальный дом для сдачи в наем или аренду. По расчетам Минстройархитектуры, ежемесячные расходы гражданина по оплате наемного жилья будут в 2-2,5 раза меньше, чем расходы за выплату льготного кредита на аналогичную квартиру. Однако эксперты строительного рынка, в целом положительно оценивая такую инициативу, сомневаются в массовом строительстве подобных домов.
Государство рассчитывает, что для многих нуждающихся в улучшении жилищных условий возможность арендовать квартиру на длительный срок по низким ставкам может стать привлекательной альтернативой покупке социального жилья с привлечением льготных государственных кредитов.
В 2010 году только на компенсацию банкам процентов по льготным кредитам планируется выделить 1,3 трлн. рублей. Бюджет несет большие убытки по обслуживанию льготных кредитов.
Существенное преимущество таких домов для арендаторов — в низкой (в 2-3 раз ниже, чем в среднем по рынку) стоимости аренды квартир. Государство, помимо того, что остается собственником таких домов, существенно снижает процент неплатежей за коммунальные услуги, так как с неплательщиками, задолжавшими бюджету, разрывается договор аренды, и они вынуждены искать себе другое жилье.
Для населения социальные арендные дома — это дополнительная возможность для накопления средств на покупку собственного жилья. Правда, для этого должна эффективно функционировать система строительных сбережений. В Беларуси такая система, введенная «Беларусбанком», пока не прижилась из-за своего несовершенства.
Тем не менее, правительство рассчитывает привлечь население к накоплению средств в рамках системы строительных сбережений. Для этого предполагается внести соответствующие изменения в законодательство. В частности, предусмотреть в рамках системы выплату клиентам премий со стороны банков, например, в размере 20% от накопленной за год суммы.
Опыт европейских стран показывает, что 1 евро, вложенный в премирование, возвращается в бюджет страны в размере 2-3 евро за счет налоговых выплат и увеличения объема строительства. При формировании доверия к такому институту системой строительных сбережений могли бы воспользоваться 3-4 млн. человек.
naviny.by