Минск был сильно разрушен во время Второй мировой войны. Город пострадал и от немецко-фашистских захватчиков, и от освободившей его Красной армии. Многие здания и кварталы погибли под бомбами, сброшенными с советских самолетов в период фашистской оккупации, а также в ходе наступательной операции 3 июля 1944 года. Позже эти разрушения были зачислены на счет нацистов и включены в счет репараций.


Площадь Свободы в Минске. После налетов немецкой авиации в первые месяцы войны, 1941 г.
Площадь Свободы в Минске после его освобождения, 1944 г.


Разрушения могли быть еще большими, если бы не отважная работа советских саперов по разминированию десятков зданий, подготовленных немцами к уничтожению.

У здания Дома Красной армии. 1944 г. Фото А.С. Дитлова.


Не все знают, что "…после освобождения Минск еще подвергался сильным бомбежкам. Так, например, нарком внутренних дел СССР Л.Берия сообщал Сталину о налете немецкой авиации на Минск в ночь с 20 на 21 июля 1944 года. В нем участвовало около 120 самолетов. Бомбовому удару, как явствует из сообщения, подвергся тогда железнодорожный узел. Сгорело 3 вагона боеприпасов, 10 вагонов с дизельным топливом. Разрушено и сгорело около 30 домов, в том числе здание областного НКВД. Убито 15 человек, тяжело ранено - 30. В воздушном бою сбито три самолета противника.

3 июля 1944 г. Фото из архива Г.З. Стасевича

Через сутки такой же налет повторился. … Именно в августе 1944 г. была почти уничтожена с воздуха вся правая сторона Московской улицы от Добромысленского переулка до Бетонного моста".

После войны от всей капитальной застройки Минска оставалось лишь 20%, а все остальное, особенно в центре, представляло груды развалин.  "Разрушения Минска были потрясающими. Всюду видны были одни коробки и пепелища. Расчищены только проезды", - вспоминал о Минске августа 1945 г. архитектор Г.А. Парсаданов. Другой архитектор - Волчек В.М., впервые увидевший Минск в конце 1945, записал: "Руины, руины, хотя уже почти два года минчане без устали трудятся на восстановлении города".

Кто же восстанавливал Минск после войны? Как шло его возрождение?

 

Начало восстановления 

Масштабные разрушения поставили вопрос о целесообразности восстановительных работ. Звучали предложения о строительстве нового города в нескольких километрах от руин старого, разрушенного Минска. Все-таки победила точка зрения о возрождении столицы на ее прежнем месте. С этой целью создали новую структуру – трест по разборке разрушенных зданий и восстановлению строительных материалов.

В проводимых трестом мероприятиях активную роль играли местные жители, которые ежемесячно должны были отработать не менее 15 часов на работах по проведению города в порядок. Для этого представители райисполкомов выдавали каждому совершеннолетнему минчанину "Индивидуальную книжку участника восстановления Минска", в которой отмечались отработанные часы.

8 октября 1944 г. в городе прошел первый массовый воскресник. Каждый из городских районов – Сталинский, Ворошиловский и Кагановичский - был разбит на 10 производственных участков. В городе было создано девять складских пунктов для хранения собранного металла и стройматериалов.

 

Минск восстанавливается.


Всего в воскреснике приняло участие 33 тысячи минчан. За этот день было разобрано, очищено и уложено в штабеля 1.316.000 кирпичей. Собрано 1.065 тонн различных строительных материалов, заготовлено 2.050 кубометров щебня. Было разобрано и уложено в штабеля 403 кубометра бутового камня. Очистили от завалов и мусора 15.500 кв. метров площади, засыпали 2.500 кубометров воронок.

Расчистка площадки под музей боевой техники. На заднем плане уцелевший Дом авиации.


Позже субботники и воскресники организовывались регулярно. Так минчане вносили свой вклад в возрождение столицы.

Восстановление железнодорожных путей. Фото из архива Г.З. Стасевича
 Эскиз планировки и генеральный план Минска

Решением советского правительства в 1943 г. было создано Управление по делам архитектуры при СНК БССР, призванное руководить и контролировать проектирование, восстановление и реконструкцию городов и сел. Первый послевоенный генеральный план Минска составлен "Белгоспроектом" в конце 1945 г. (архитекторы - Н. Трахтенберг и М. Андросов, инженеры - К. Иванов, В.Толмачев и Р. Образцова, консультанты - проф. В.Семенов и Н. Поляков). Генплану предшествовало составление в 1944 г. "Эскиза планировки Минска". В нем участвовали архитекторы А.Шусев, А.Мордвинов, Н.Колли, В.Семенов, Б.Рубаненко, И.Лангбард, Н.Трахтенберг. После некоторой корректировки генплан был утвержден в середине 1946 г.

"Эскиз планировки Минска"

Многие из полуразрушенных зданий могли быть восстановлены, в чем можно убедиться, просматривая кадры кино- и фотохроники тех лет. Однако видные архитекторы, приехавшие в Минск из Ленинграда и Москвы, приняли решение о том, что нужно снести большинство старых зданий и построить новый город. С чистого листа... Руководство города и республики поддержало такое решение.

Как писал архитектор А.А.Воинов: "Реализация генерального плана и началась с восстановления сгоревших коробок зданий. Однако отстраивалось не все подряд, а только те здания, которые вообще поддавались восстановлению и не мешали в дальнейшем реконструкции города. Эта задача решена была в первую очередь. Генеральный план предусматривал реконструкцию исторически сложившейся планировки города путем полного превращения ее в радиально-кольцевую систему, расширения основных магистралей, устройства двух взаимно перпендикулярных сквозных городских диаметров".  Все, что не соответствовало этому плану, все, что стояло на пути, подлежало сносу. "Это необходимость – и мы идем на нее. Идем во имя будущего", - так говорили тогда.

По генеральному плану территория Минска в пределах городской черты, составлявшая 7,7 тыс. га, расширялась до 13 тыс. га, включая резервную площадь для дальнейшего строительства промышленных и коммунальных учреждений. Расширение территории города проводилось в основном в юго-восточном направлении. Здесь создавался новый район, определявший промышленное лицо города.

По плану центральную часть города решили застраивать в основном 4-5-этажными домами (не более чем 6-этажными). Зоны 2- и 3-этажной застройки – располагать вокруг центральной части города. Центр должен быть застроен монументальными домами, чередующимися с зелеными пространствами, украшенными памятниками, отражающими героические события войны, и другими мемориальными сооружениями.

Проект планировки и застройки Советской ул. (пр. и пл. Независимости). Авторы проекта: Парусников М.П., Осмоловский М.С., Король В.А., Баданов Г.П.

Советскую улицу (ныне пр. Независимости) предложено было в результате реконструкции превратить в главный проспект города, с повышенным качеством архитектуры жилых и гражданских зданий, с самым передовым благоустройством, уделив особое внимание зеленому строительству.

Центр города предлагалось решить как единую систему площадей, включающую и площадь Свободы. В него должна входить также территория кварталов, расположенных в районе улиц Ленина и Советской.

Конкурсный проект пл. Свободы, арх. Бакланов М.И.
Проект восстановления гостиницы "Европа" на углу ул. Ленина и пл. Свободы. Архитекторы А.П.Брегман и Н.А. Шпигельман, 1945 г.

Центральная площадь

Система центральных площадей должна быть связана Советской улицей с площадями Ленина и Вокзальной, а также с центральным городским парком и Круглой площадью (ныне – площадь Победы). Так как площадь Ленина и Круглая уже были частично застроены, основное внимание проектировщиков было сосредоточено на Центральной (нынешней Октябрьской) площади. Ее решено было сделать главной в городе, сосредоточив тут основные правительственные здания - Верховного Совета БССР, Совета Министров БССР, обкома КП(б)Б, облисполкома. Кроме того, существующее здание Центрального комитета КП(б)Б, окружного Дома офицеров и существующий сквер также включались в ансамбль главной площади.

Конкурсные проекты Центральной (Октябрьской) площади. 1948 г. 1) арх. И.Лангбард, 2) арх. М.Парусников, 3) арх. Е Левинсон и И.Фомин, 4) арх. В.Король и М.Осмоловский
Проект застройки Центральной (Октябрьской) пл. Автор – арх. И.Г.Лангбард

 

В конкурсе на застройку Центральной площади принимало участие 11 проектов ведущих архитекторов. Ни один из них по различным причинам не был одобрен. Даже проект завоевавшего в предвоенные годы огромный авторитет Иосифа Лангбарда. Члены жюри отмечали "Автор проекта предлагает новую систему магистралей, связывающих центральный ансамбль с площадью Парижской Коммуны и заречной частью, значительно ухудшающую транспортные развязки. В проекте намечается ликвидация выхода улиц Горького и Куйбышева в район Торговой улицы с ликвидацией существующих мостов и заменой их новой магистралью с мостом, ориентированной на ось театра. В результате транспортные развязки переносятся непосредственно к входам в театр, что ухудшает условия подходов к нему…".

Поэтому застройка площади сформировалась несколько позже – в 1950-1960 гг., первоначально по проекту, разработанному архитекторами Г. Бадановым, В. Королем, Л. Мацкевичем, М. Осмоловским, М. Парусниковым. Были построены жилой дом с магазином на первом этаже (1949-1953 гг., архитекторы Г. Заборский, М. Парусников), здания Минского облисполкома (1958 г., архитектор В. Волчек) и Центрального телеграфа (ныне предприятие "Белтелеком", 1962 г., архитекторы А. Духан, В. Король) на западной стороне площади; Дворец культуры профсоюзов (1954 г., архитектор В. Ершов) и здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны (1964 г., архитекторы Г. Бенедиктов, Г. Заборский) – на восточной стороне.

Жилой дом, архитекторы Г. Заборский, М. Парусников, 1949-1953 гг.
Дворец культуры профсоюзов, архитектор В. Ершов, 1954 г. Оформлением главного фасада занимались скульпторы Глебов А., Попов В., Селиханов С.

Первые новостройки

Первым сооружением на современном проспекте Независимости в послевоенном Минске стало здание Министерства госбезопасности БССР (дом № 17 по проспекту Независимости), которое начали возводить весной 1945 г. На архитектора – Михаила Парусникова – легла двойная ответственность: объект строился для всемогущей в СССР организации, и здание, будучи построено первым, должно было задавать тон в будущей архитектуре всего проспекта Сталина.

Проектный вид на здание Министерства госбезопасности со стороны бульвара по ул. Комсомольской. Архитекторы М. Парусников, Г. Баданов.

Строительство завершилось 1 декабря 1947 г. На здании была установлена башенка (с ней связано несколько минских легенд). Эта башня — самое высокое место первой линии нынешнего проспекта Независимости - являлась по замыслу М. Парусникова композиционным центром всей части проспекта от нынешней площади Независимости до площади Победы.

Дорожные работы на ул. Советской – будущим пр. Сталина.

Говорят, что здание КГБ на проспекте Независимости в свое время было признано лучшим архитектурным произведением в СССР.
Одними из первых в городе возводились здания, относящиеся к силовым ведомствам – НКВД и Министерству обороны. Штаб БВО на ул. Красной и Коммунистической, штаб тыла БВО на ул. Фрунзе (1945 г.). Оба здания возведены по проекту архитектора В.И. Гусева.

Штаб БВО, построен на месте частично сохранившегося здания бывшего женского духовного училища (вторая половина XIX в.). До войны в нем размещался медицинский факультет БГУ, а потом – госпиталь. Арх. Гусев В.И., 1945-1948 гг.

В числе первых восстановленных строений оказались и два дома (№ 91 и 93 по пр. Независимости), находящиеся по ул. Пушкинской (участок нынешнего пр. Независимости от Института физкультуры до парка Челюскинцев). Их очередность диктовалась стратегическим расположением - на въезде в город со стороны автомагистрали Минск-Москва и заказчиком – военным министерством СССР. Уже к 1947 г. оба корпуса были практически готовы.

В освобожденном Минске шло одновременное строительство нескольких жилых районов, крупнейшими из которых стали поселки минского тракторного и автомобильного заводов. Здесь появилось полтора десятка новых улиц: проспект Красного Партизана, улицы Орджоникидзе, Мичурина, Лазо, Чайкиной, Огарева и др.

Малоэтажная застройка рабочих поселков Минска. 1945-1952 гг.

Они являли собой относительно крупные жилые районы, представляющие единый архитектурный ансамбль с полной социально-бытовой инфраструктурой: магазинами, школами, яслями, почтой, поликлиниками и др.
Например, новый жилой район тракторного завода, строительство которого начато в 1946 г. одновременно с проектированием, состоял из 13 кварталов, различных по площади, форме и художественным качествам. Трехэтажные дома возводились вдоль главной магистрали района – улицы Олега Кошевого, четырехэтажные – у площади района. Основную массу застройки кварталов автомобильного поселка составляли двухэтажные типовые здания.

Малоэтажная застройка рабочих поселков Минска. 1945-1952 гг.

В течение 1947-48 гг. в Минске появилось свыше ста новых улиц. Вырос поселок вдоль Заславского шоссе. Стандартными одноэтажными жилыми домами были застроены улицы, носящие имена героев Советского Союза – Доватора, Гастелло и др.
Одновременно с капитальными строениями строились в Минске и деревянные дома и бараки для строителей и жителей города.

Проект поселка строителей в районе Танковой улицы (ныне – ул. Максима Танка), арх. М.Гулько, 1947 г.

В первые послевоенные годы население крайне остро нуждалось в жилье, и государство широко поощряло льготами индивидуальных застройщиков. Им предоставлялись долгосрочные кредиты и выделялись строительные материалы. Это привело к значительному росту территорий, занятых индивидуальной застройкой.

Главная улица столицы

Первым зданием было – Министерство КГБ, о котором говорилось выше. Напротив него построили дом №16 (арх. М.Парусников и Г. Баданов), предназначенный, в основном, для сотрудников госбезопасности. Там жили и родственники Лаврентия Цанавы. Он примечателен, в первую очередь тем, что в 1950 г. на башне дома были установлены городские часы с боем. В Минск они попали из разбитого войной Кенигсберга, ныне Калининграда.

Дом № 17 по пр. Независимости, арх. М.Парусников и Г. Баданов

Огромные работы проводились по озеленению города – созданию новых парков, садов, скверов. Вообще за 1948-1954 гг. было высажено почти 260 тыс. декоративных деревьев, в том числе около 10 тыс. многолетних, свыше миллиона кустов, до 40 тыс. плодовых деревьев.

Строительство бульвара по ул. Комсомольской.

В 1948-1949 годах в центре Минска на улицах Ленин а и Комсомольской созданы два новых бульвара, по обе стороны которых были устроены проезды с асфальтовым покрытием. На бульваре по ул. Комсомольской в 1947 г. установлен бюст Феликсу Дзержинскому.

Бульвар по ул. Комсомольской. Середина 1950-х г.

 

В 1949 году при строительстве жилого дома, на первом этаже которого находится магазин "Лакомка", впервые на проспекте (тогда еще ул. Советской) был применен башенный кран. "Каждому хотелось взобраться наверх, посмотреть на город с небывалой высоты", - вспоминал заслуженный строитель Беларуси Аркадий Дигилевич.

Жилой дом на Советской улице. Арх. Г.П.Баданов
Строительные и дорожные работы по ул. Ленина. Конец 1940-х гг.
Строительство ГУМа. Здание построено по проекту архитекторов Р.М. Гегарта и Л.В. Милеги. Открыт в 1951 г.

Напротив возведено здание Национального банка Республики Беларусь (1947-1952 гг.) по проекту архитектора М. Парусникова.

Здание Государственного банка (Национального банка РБ), 1949-1953 гг.
Жилой дом на Советской улице. Арх. М.П.Парусников
Круглая площадь. 1945-1946 гг. Из личного архива Олега Троцкого.
Строительство здания Минского главпочтамта. Построено в 1949-1953 гг. (арх. А. Духан и В. Король ) Фото 1952 г.

На месте теперешней гостиницы "Минск" до середины 1950-х были газоны. В начале 1956 г. здесь по проекту архитектора Г. Баданова было начато строительство пятиэтажного здания перворазрядной гостиницы на 242 номера. В 1957 г. гостиница "Минск" была построена.

Справа – здание Минского главпочтамта. На месте газона и трамвайного пути теперь стоит гостиница "Минск".

 

С октября 1954 г. начались работы по строительству нового здания цирка (арх. В. Жуков) на пересечении проспекта Сталина и ул. Я. Коласа (теперь - пр. Скорины и ул. Я.Купалы).

Строительство Минского государственного цирка БССР по пр. Сталина, 1955 г.

Первоначально здание цирка задумывалось построить на окраине. Благодаря стараниям оперной примы Ларисы Помпеевны Александровской он стоит в центре города. Именно она добилась того, чтобы цирк, страстной поклонницей которого она была, разрешили строить на его нынешнем месте. Для этого она ходила к самому Н.С. Патоличеву (первому секретарю Центрального комитета Компартии Белоруссии в 1950 -1956 гг.).

За первое послевоенное десятилетие был в основном застроен первый городской диаметр столицы – Сталинский проспект, частично ул. Московская и Чкалова. Второй диаметр было намечено проложить по ул. Ленина через пл. Свободы, к парку Победы и от ул. Ульяновской до Могилевского шоссе. Основная магистраль города – проспект Сталина – был расширен до 48 м, на его протяжении создавалось несколько площадей. Магистраль застраивалась 4-5 этажными административными домами, магазинами, жилыми домами.

Послевоенная застройка нынешнего проспекта Независимости может служить примером архитектурного стиля, известного как "сталинский ампир", получившего особенное распространение после Великой Отечественной войны. "Сталинский ампир" подразумевает под собой несколько архитектурных стилей, объединенных общими чертами, отличающими сталинскую архитектуру от других направлений в архитектуре СССР и за рубежом.

"Осмоловка"

Это первый элитный микрорайон в послевоенном Минске. Получил свое названия по фамилии архитектора М.Осмоловского, спроектировавшего район. Кварталы малоэтажной, преимущественно двухэтажной, застройки находятся в районе улиц Куйбышева, Коммунистической, Киселева, Богдановича.

Восьмиквартирные дома с печным отоплением, строительство которых начато в 1945 г. по проекту архитектора М.Осмоловского.
4) и 5) Перспектива и план жилого дома, типовой проект;
6) и 7) Поселок в районе Оперного театра. Генплан и план жилого дома, 1950 г. Арх. М.Ручик, М.Осмоловский, консультант И.Соболев.

О своеобразной уникальности района поведал житель района Андрей Эзерин, руководитель коммуникационного агентства: "В 50-е годы квартал полностью закрывался на ночь, сюда невозможно было зайти, он был обнесён забором. Осмоловка жила какой-то своей особой жизнью: летом в праздники столы выносились на газоны, а зимой они ставились в просторных холлах, и праздник отмечали целым домом или лестничной площадкой".

Ворота Минска, музей, кинотеатр...

Крупной реконструкции подверглась Привокзальная площадь, где строились два 11-этажных здания, образующие так называемые "ворота города". Их возводили в течение 5 лет - с 1947-го по 1952-й.

Проект ул. Кирова и Привокзальной пл. Автор арх. Рубаненко Б.Р.
Возведение одной из 11-этажных башен на Привокзальной площади. 1947-1952 гг. Архитекторы В.Р.Рубаненко, А.Р.Корабельников и Л.Г.Голубовский

В мае 1944 года был основан литературный музей Янки Купалы, а 5 марта 1946 г. СНК БССР принял постановление о проведении закрытого конкурса на проектирование здания музея поэта. К участию в конкурсе приглашались архитекторы Воинов А.П., Володько И.И., Елисеев И.К. Победил проект архитектора И.И. Володько.

Конкурсный проект музея Я.Купалы, 1947 г. Арх. Володько И.И.

"Дом под шпилем". Еще в конце 1940-х его спроектировали архитекторы Леонид Гольдштейн, Марк Лифшиц и Владимир Исаченко. Свой выбор они сделали в пользу популярного тогда классического стиля. Строительство стартовало в начале 1950-х и велось с учетом климатической специфики. Так, все декоративные украшения на фасадах зданий комплекса были выполнены из бетона, а не из гипса (поэтому и сохранилась до наших дней).

Башню знаменитого дома "под шпилем" спроектировал зодчий Владимир Исаченко. Примечательно, что в ней какое-то время размещался так называемый вышковый разведывательный пункт. Венчал шпиль символ советской эпохи - пятиконечная звезда, украшенная лавром. Новый дом был сдан в 1956 г.

Фото из архива Андрея Трусова, Конец 1950-х гг.

Восстанавливались учебные и образовательные учреждения, спортивные объекты.

Эскиз проекта летнего кинотеатра в парке Челюскинцев. Арх. Г. Сысоев, 1952 г.
Восстановленный Минский политехникум. Арх. Маклецова Н.Н., 1945 г.
Работы по расчистке территории для спортивного комплекса "Динамо". На заднем плане – гостиница "Беларусь". Фото конца 1940-х г. из архива Андрея Трусова.

"Вестербайтеры" и военнопленные

Серьезной проблемой была нехватка рабочих рук, особенно квалифицированных специалистов. Поэтому к восстановлению города привлекали военнопленных. Они, например, работали на строительстве тракторного завода, здания ГУМа, штаба БВО, жилых домов в районе, известном теперь как "Осмоловка", на Горном переулке (район Военного кладбища) и др.

Пленные немцы на улицах города. 1944 г. Фото А.С. Дитлова.

Как вспоминал В.А. Нестеров, ветеран КГБ, о строительстве здания Министерства КГБ: "Две тысячи военнопленных трудились здесь практически круглосуточно. Белорусы относились к бывшим врагам лояльно, а немцы, в свою очередь, отвечали качественной работой без халтуры…".

"Жилья не было, поселили в оперном театре. В одной половине – артисты, в другой – пленные немцы из элитной части, они делали ремонт. 13 лет я прожила в оперном… …мирная жизнь все-таки брала свое, и вскоре пленные, которые жили с нами бок о бок, стали приглашать на свои концерты", - делилась воспоминаниями балерина Галина Александровна Черноярова.

Здание оперного театра. Видно ограждение из колючей проволоки.

По воспоминаниям журналиста Тамары Абакумовской: "Круглая площадь активно застраивалась, а восстанавливали этот ставший знаменитым архитектурный комплекс в том числе и военнопленные".

Реконструкция Круглой площади. Конец 1940-х.

"Лагерь располагался прямо под нашими окнами, по нынешней улице Киселева. Помню, как белокурые "фрицы" мастерили из обрезков деревянные игрушки, незатейливые шкатулки и предлагали жильцам дома. Сердобольные наши мамы взамен одаривали пленных куском пайкового хлеба, сухарем, кусочком сахара. А после работы соседи-военнопленные разжигали костер, в солдатских котелках варили картошку, приглашая на вечернюю трапезу малышню". Предвидя возражения скептиков, Т. Абакумовская дает пояснения: "Великодушию наших людей, которые прошли через фронт и партизанские блокады, бомбежки и голод, поражаешься. Ведь делились-то последним. Так сильно было в народе нравственное правило – лежачего, то есть побежденного, не бьют".

Жилые дома на улице Мопра, построенные немецкими военнопленными. Здесь селились военные начальники, артисты, работники министерств, профессора. Архитекторы М.С.Осмоловский и М.Я.Ручко.

Наряду с пленными военнослужащими вермахта на строительных площадках трудились и так называемые "вестербайтеры" - немецкие граждане, принудительно привезенные в Беларусь из Германии и стран, воевавших на стороне гитлеровской Германии. К 1946 г. в Беларуси было сформировано 4 рабочих батальона численностью 3.970 человек в возрасте от 17 до 50 лет. Немецкие рабочие батальоны в основном были заняты торфодобычей и на строительных объектах. Работали ли интернированные немцы в Минске, автору выяснить пока не удалось, а вот в Витебске весной 1945 г. на разборке разрушенных зданий трудилось 745 человек.



 Зодчие

Вот имена некоторых архитекторов, принимавших участие в восстановлении Минска.

Михаил Иванович Бакланов, Михаил Осипович Барщ, Аркадий Петрович Брегман, Владимир Николаевич Вараксин, Александр Петрович Воинов, Иван Иосифович Володько, Виктор Матвеевич Волчек, Роман Михайлович Гегарт, Валентин Иванович Гусев, Абрам Григорьевич Духан, В. А. Ершов, Георгий Владимирович Заборский, Николай Яковлевич Колли, Владимир Адамович Король, Ольга Борисовна Ладыгина, Иосиф Григорьевич Лангбард, Наталья Николаевна Маклецова, Георгий Артемович Парсаданов, Михаил Павлович Парусников, Борис Рафаилович Рубаненко, Георгий Васильевич Сысоев, Наум Ефимович Трахтенберг, Любовь Дмитриевна Усова и многие другие.

Символична скульптура, установленная в 2007 г. на пл. Независимости. Всем зодчим Минска всех времен, вложившим душу и талант в создание архитектурного облика города, возрождавшим его из пепла, она посвящается.
"Зодчий", скульптор Владимир Жбанов (1954-2012).

 

tut.by